Славянофилы и западники

В «подготовительный период» основу философии составила борьба между сла-вянофилами и западниками, т.е. с одной стороны, сторонниками самобытности разви-тия России и русского народа, а, с другой стороны, теми, кто считал, что Россия должна пойти тем же путем развития, как это происходило в западно-европейских странах.

У истоков оригинальной русской философии XIХ века стоит «западник» П.Я. Чаадаев (1794–1856), сторонник «позитивной философии» Шеллинга. Он написал на французском языке восемь «Философических писем» (после публикации первого из них в 1836 году царь Николай I объявил автора сумасшедшим). Чаадаев весьма крити-чески относился к достижениям и перспективам России. Так, он писал: «… мы не при-надлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого», «оди-нокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих», «если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы». Он был противником монархии в России, сторонни-ком религиозного миропонимания. В 1848 году Чаадаев писал: «Мы не хотим царя дру-гого, окромя царя небесного». Однако среди западников было больше философов свет-ских, тяготевших к материализму и атеизму (Т.Н. Грановский, М.А. Бакунин, В.Г. Бе-линский, А.И. Герцен и др.). Западники были противниками крепостничества, считали, что России следует идти вслед за Западной Европой (поэтому их иногда называют «ев-ропейцами»), они старались из философской мысли Запада брать все лучшее (Герцен называл диалектику Гегеля «алгеброй революции», Чернышевский развивал антропо-логический принцип философии Фейербаха и т.п.).

Противниками западничества были славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомя-ков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков и др.). Они ратовали за самобытность России и особый путь ее развития (самодержавие – православие – народность; особая роль русской крестьянской общины как основы коллективизма и тотальности). Запад-ному материализму они противопоставляли духовность, нравственность, религиозность русского народа. Следует также отметить, что большинство славянофилов не были апологетами или консерваторами: они весьма критично относились к современной им российской действительности и стремились использовать лучшие, на их взгляд, сторо-ны развития русского народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: