Русский космизм

Уже в философии В.Соловьева проявился «русский космизм». Его учение не было национально ограниченным. Русская философия проделывала восхождение: Человек – Россия – Человечество – «жизнь Вселенская». Основной образ религиозный философии второй половины XIХ в. – бытие как живое и всеобъемлющее целое («Всеединство», «Абсолют»). Основным методом познания считались интуиция, а не разум; синтез, а не анализ. Стиль русского философствования в этот период – проповедь, поучение, убеж-дение, воздействие на эмоции человека.

Космизм присущ и такому философу, как Николай Федоров (1828–1903). В сборни-ке «Философия общего дела» он выдвинул идею о воскрешении из мертвых всех лю-дей, населявших планету. Основная мысль выражена афористично: «Надо жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а с каждым и для каждого; это союз живу-щих для воскрешения мертвых». Лозунг Федорова: «Объединимся и возвратим им жизнь». Поскольку при этом возникала неизбежно проблема расселения на Земле вос-кресших миллиардов людей, зараженный идеями Федорова К.Э.Циолковский стал ра-ботать над возможностью в будущем переселить людей на другие планеты с помощью космических кораблей.

Из русских философов конца XIХ – начала ХХ века достойны внимания персонали-сты Козлов, Лопатин, Бобров, неокантианцы Введенский, Лапшин, юристы-философы – Новгородцев, Спекторский, интуитивисты Н. Лосский, Франк. Крупными мыслителями проявили себя С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев, А. Лосев и многие другие. Мно-гие из них были репрессированы советской властью (выдворены из России, сосланы в концлагеря, умерщвлены).

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: