Понятие «реабилитация»

Кафедра физического воспитания и спорта

Остроушко С.В, Иванова А.Ю.

Лечебная физическая культура

Часть I

Учебное пособие

Хабаровск 2002

УДК 612:613.72 + 796.015

ББК 75.116

Остроушко С.В., Иванова А.Ю. Лечебная физическая культура: Учебное пособие. Часть I. - Хабаровск: ХГАЭП, - 2002. – 88 с.

Рецензенты: ректор ДВГАФК, доктор педагогических наук, профессор В.П.Каргаполов;

зав. каф. «Спортивной медицины» ДВГАФК доктор биологических наук, профессор А.В.Лупандин, ДВГАФК.

Учебное пособие «Лечебная физическая культура студентов» часть I выполнено в рамках учебного предмета «Физическая культура» и ставит своей целью ознакомить студентов, освобожденных от практических занятий, с системой медицинского обеспечения занятий физическими упражнениями со спортивной, воспитательной, лечебной, восстановительной направленностью. При изучении ЛФК студенты знакомятся с механизмами лечебного действия физических упражнений при различных заболеваниях и травмах, а также частными методиками ЛФК. Значительное место уделяется освоению массажа и его практическому использованию при различных соматических заболеваниях и повреждениях.

Утверждено

издательско-библиотечным советом

академии в качестве учебного пособия

Остроушко Сергей Викторович

Иванова Алена Юрьевна

Лечебная физическая культура

Часть I

Учебное пособие

Редактор Г.С. Одинцова

Подписано в печать _____________. Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл. п. л. 1. Уч.-изд. л. _____ Тираж 50 экз.

Заказ № __________

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

© Остроушко С.В., Иванова А.Ю., 2002

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2002

Оглавление

Введение ……………………………………………………………… Глава 1. Понятие о реабилитации, ее задачи, принципы и средства …………………………………………………… 1.1. Понятие «реабилитация» …………………………….…… 1.2. Задачи медицинской реабилитации ……………….…….. 1.3. Понятие о физической реабилитации ……………….…… 1.4. Средства реабилитации. Влияние оздоровительной физической культуры на организм……………………….…… Глава 2. Общие основы лечебной физической культуры.……… 2.1. Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК) ……… 2.2. Клинико-физиологическое действие физических упражнений ……………………………………………………. 2.3. Средства лечебной физической культуры……………….. 2.4. Формы лечебной физической культуры …………….…… 2.5. Методика ЛФК ……………………………………………. 2.6. Показания и противопоказания к применению ЛФК ….. Глава 3. Массаж в лечебной физической культуре……….…….. 3.1. Физиологическое действие массажа……………………… 3.2. Виды массажа………………………………………….…... 3.3. Гигиенические требования к проведению массажа…….. 3.4. Общие показания и противопоказания к проведению лечебного массажа ……………………………………………. 3.5. Основные приемы массажа и их разновидности………… 3.6. Сегментарный и точечный массаж……………………….. Глава 4. Общие основы лечебной физической культуры при травмах опорно-двигательного аппарата ……………. 4.1. Понятие о травматизме, его виды, причины……………... 4.2. Травматическая болезнь, ее специфика и симптомы.…… 4.3. Методы оказания первой помощи при травмах…….…… 4.4. Механизм лечебного и реабилитирующего действия физических упражнений при травмах………………………… 4.5. Периоды ЛФК в травматологии ………………………….. Глава 5. Лечебная физическая культура при переломах костей 5.1. Переломы костей, их классификация и лечение………… 5.2. Методика первой помощи и самолечения при переломах 5.3. Лечебная физкультура при переломах костей…………… 5.4. Переломы костей верхнего плечевого пояса……………. 5.5. Переломы костей нижних конечностей………………….. 5.6. Методика выполнения массажа при переломе костей …. 5.7. Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним ………………………………………….. Глава 6. Лечебная физическая культура при повреждениях суставов, термических поражениях и обморожениях... 6.1. Реабилитация при повреждениях суставов, периоды ЛФК ……………………………………………………………. 6.2. Лечебная физическая культура при ожогах……………… 6.3. Лечебная физическая культура при отморожениях……... 6.4. Массаж при повреждениях суставов, ожогах и отморожениях ………………………………………………….. Глава 7. Лечебная физическая культура при искривлениях позвоночника и плоскостопии …………………………. 7.1. Реабилитация при искривлениях позвоночника…………. 7.2. Лечебная физическая культура при сколиозах……….…. 7.3. Лечебная физкультура при плоскостопии ………………. Библиографический список ………………………………………..  

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Лечебная физическая культура» составлено с учетом рекомендаций программы физического воспитания Министерства образования Российской Федерации от 26.07.2000 г. В данной программе большое внимание отводится студентам с ослабленным здоровьем, отнесенным к специальной медицинской группе. Наряду с этим в ней не уделяется должного внимания студентам, полностью освобожденным от практических занятий по физической культуре. Вместе с тем количество таких студентов в вузах катастрофически увеличивается. Если в Хабаровской государственной академии экономики и права в 1991 году количество студентов, освобожденных от физической культуры, составляло 0,2%, то к 2001 году данный показатель увеличился до 11,8%.

Все это заставляет пересмотреть отношение кафедр ФВиС вузов к организации занятий со студентами, освобожденными от практических занятий по физической культуре. Кафедра ФВиС ХГАЭП имеет большой опыт по организации и проведению таких занятий. Освобожденных студентов выделили в отдельные учебные группы, где с ними проводятся лекционные, семинарские, методико-практические и лабораторные занятия. В этих группах занятия проводят специально подготовленные преподаватели.

Первая часть учебного пособия «Лечебная физическая культура» «физическая культура» ставит своей целью ознакомить студентов, освобожденных от практических занятий, с системой медицинского обеспечения занятий физическими упражнениями с лечебной и восстановительной направленностью. В нем освещаются вопросы соматоскопии и антропометрии, определение физического развития и функционального состояния, физической работоспособности и общей патологии и особенности травм и заболеваний, связанных с занятиями физкультурой и спортом. Студенты должны усвоить основы медицинских знаний и овладеть умениями и навыками, необходимыми для самостоятельных занятий физической культурой с лечебной направленностью, изучают структуру службы ЛФК, её задачу и организацию работы, знакомятся с современными методами исследования, применяемыми в лечебной физической культуре.

При изучении ЛФК студенты знакомятся с механизмами лечебного действия физических упражнений при различных заболеваниях и травмах и частными методиками ЛФК. Значительное место уделяется освоению массажа и его практическому использованию при различных соматических заболеваниях и повреждениях.

По мнению авторов, данное учебное пособие будет интересно для преподавателей физического воспитания вузов, проводящих занятия со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.


Глава 1. Понятие о реабилитации, ее задачи, принципы и средства

Понятие «реабилитация»

Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

Цель реабилитации – эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека.

Реабилитация (по ВОЗ) представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушенными функциями в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут.

Реабилитацию можно подразделить на несколько видов:

1. Медицинская и физическая реабилитация – восстановление здоровья больного посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого – развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций).

2. Психологическая реабилитация направлена на коррекцию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.

3. Профессиональная (трудовая) реабилитация затрагивает вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности больных.

4. Социально-экономическая реабилитация состоит в том, чтобы вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность.

Три вида реабилитации (медицинская, трудовая и социальная) соответствуют трем классам последствий болезней:

1) медико-биологические последствия болезней, заключается в отклонениях от нормального морфофункционального статуса;

2) снижение трудоспособности и работоспособности;

3) социальная дезадаптация, т. е. нарушение связей с семьей и обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: