Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:
- сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
- некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием
инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью; - раннее проявление влечений при интенсификации, либо раннее м возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек - истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; - переориентация интересов на внешкольное окружение.
|
|
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте:
- | стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости | |||||
над | тенденцией | возрастного | развития; | |||
- | выраженность | энцефалопатических | расстройств, | психической | ||
неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
- асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической
ретардации и акселерации; - неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения; - раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности.
Семинарское занятие
Цель: выявление признаков дезадаптивного поведения школьников.
Основные понятия: патология, патологический криз, акселерация, ретардация, инфантильность.
План.
1. Факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников.
2. Диагностические критерии угрожаемости патологического криза в
препубертатном | возрасте. | ||
3. | Акселерация | и | ретардация. |
4. Факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
5. Неблагоприятные признаки становления личности школьника.