При заболеваниях нервной системы у детей возникают различные двигательные расстройства: парезы и параличи, гипертонус мышц или мышечная слабость, контрактуры, нарушение координации движений, мышечная атрофия.
Патология двигательной сферы характеризуется нарушением опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро и макромоторики, согласованности дыхания и движения, несформированностью локомоторных актов, низким уровнем работоспособности, быстрой утомляемостью.
При недостатке двигательной активности (в связи с заболеванием) снижается уровень адаптации к окружающей среде, что приводит к негативным изменениям в организме и образованию вторичных дефектов.
Двигательная реабилитация детей с неврологической патологией включает две стороны единого процесса - восстановление движений и функциональная подготовка организма к психическим и физическим нагрузкам.
Нарушение двигательных функций может быть как органического, так и функционального характера. В отдельных случаях в основе двигательной недостаточности лежит заболевание нервно-мышечной системы, например, миопатия, имеющая генетическую природу возникновения.
|
|
Параличи,возникающие в результате органического поражения центральной нервной системы, не восстанавливаются полностью, но под влиянием физической реабилитации и медикаментозного воздействия могут ослабляться. Следы поражения, как остаточные явления, могут быть выявлены в различные возрастные сроки, в разной степени выраженности.
Функциональные параличи или парезы в своей основе не имеют структурных нарушений нервной системы и развиваются в результате образования застойных очагов торможения в двигательной области коры (стресс, истерия).
Двигательные нарушения следует рассматривать как сложный процесс. Изменения в одном из звеньев этого процесса, т. е. перенапряжение или расслабление группы мышц или даже одной мышцы влияет не только на данное звено, но и на другие отделы опорно-двигательного аппарата.
К таким поражениям относятся: различные контрактуры голеностопных, коленных и других суставов; приводящие контрактуры мышц бедра и другие.
У ребенка, который ползает и никогда не выпрямляет ноги, постепенно развиваются контрактуры тазобедренных, коленных и голеностопных суставов.
В состоянии общей моторики обращает на себя внимание походка, умение выполнять элементарные движения: поднять руки вверх, попрыгать на одной ноге, ходить по лестнице и др.
Особенно большое значение придается состоянию мелкой моторики: как ребенок держит карандаш, проводит прямую линию, рисует, выполняет все задания педагога.
|
|
Основной формой организации физической реабилитации детей с такой патологией является индивидуальное проведение занятий, которые ориентированны исключительно на специфические проблемы детей. Могут быть организованы и малогрупповые занятия (2-4 человека) с детьми старшего дошкольного и школьного возраста, при наличии близких по возрасту и с более или менее однородной локализацией поражения, но с выделением значительного времени для выполнения ими индивидуальных заданий.
В процессе урока, длящегося 35-45 мин, значительное время (почти половина) уделяется выполнению индивидуальных упражнений под контролем методиста. Преимуществом групповых занятий является большая возможность создания яркого эмоционального фона (путем соревнований, игр, и т. д.), что крайне важно для положительного воздействия на ребенка.
Особенностью методики физической реабилитации детей с неврологической патологией является развитие основных и бытовых двигательных навыков ребенка, способствующих адаптации их к окружающей среде. Одним детям нужны лишь обычные физические упражнения, другим необходимы специальные упражнения и предметы для игр. А третьим могут потребоваться ортопедические аппараты или другие вспомогательные средства, помогающие лучше двигаться, облегчающие выполнение различных действий или удерживающее тело в правильном положении.
В основе методики физической реабилитации лежит: 1. лечение положением,2) приемы расслабления и растягивания мышц, 3) стимуляция мышц,4) пассивные и активные движения.
Кзадачам физической реабилитации детей с заболеваниями нервной системы относятся: борьба с патологическими двигательными стереотипами; укрепление всей мышечной системы; увеличение подвижности суставов; формирование различных опорных реакций рук и ног; обучение вертикальному положению и самостоятельной ходьбе; улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений; улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма; формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, повышение статокинетической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве.
В реабилитации используются следующие группы упражнений: пассивные, пассивно-активные (с помощью) и активные.
Пассивные упражнения проводятся без активного участия пациента. К ним также относится лечение положением (пассивные укладки). Для этих положений используются разные вспомогательные приспособления: мешки с песком, подушки, деревянные доски, мягкие модули. К пассивной реабилитации можно отнести – массаж, мануальную терапию, физиотерапию, природные факторы.
Пассивно –активные упражнения выполняются с помощью инструктора.
Активные движения, выполняются самостоятельно, в играх, на гимнастических снарядах: неподвижных, передвижных, портативных, или же выполняемых при сопротивлении.
Физические упражнения подразделяются также на общеразвивающие и специальные.
Специальные, в свою очередь, подразделяются на: коррекционные, компенсаторные и профилактические.
К коррекционным относится: коррекция техники основных движений. Согласованность отдельных звеньев тела при выполнении физических упражнений как симметричных, так и асимметричных
К компенсаторным относятся - формирование новых видов движений за счет сохраненных функций в случае невозможности коррекции.
К профилактическим относится - профилактика соматических нарушений – контрактур, нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия, недостаточности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний.
|
|
Использование элементов спортивной подготовки, подвижных игр позволяет улучшить эмоциональный фон занятий, что особенно важно в работе с детьми. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
Применение современных тренажёров позволяет точно дозировать нагрузку и развивать разные физические качества. В процессе физической реабилитации детей с неврологической патологией применяются различные тренажёры: велоэргометр, степпер, беговая дорожка, гребные и силовые тренажёрыи т.д. См. рис. 5.1.
Прыжковые упражнения на батуте используются для развития способности управлять телом в пространстве, для развития координационных возможностей и общей подготовки.
На занятиях по физической реабилитации, целесообразно использовать различный спортивный инвентарь, снаряды и приспособления: мячи различных размеров и формы, пластмассовые обручи, палки, кегли, ракетки, гимнастические скамейки, канат, каталки, ходунки, роликовые коньки разных размеров, детские пластмассовые (короткие) и деревянные лыжи и др.
Немаловажную роль в реабилитации детей с неврологической патологией имеют игровые занятия. Игровые занятия преследуют цель развития двигательных возможностей в различных условиях, воспитание навыков коллективных действий, ловкости и настойчивости в преодолении трудностей, тренировку воли ребенка. Материалом для этих занятий могут служить обыкновенные детские игры, видоизмененные в соответствии с двигательными возможностями детей. Желательна организация специальных физкультурных праздников с привлечением всех детей старшего дошкольного и школьного возраста для посильного в них участия. Эти праздники имеют большое значение, так как, во-первых, заставляют ребенка мобилизовать все свои возможности для наилучшего выполнения упражнения или спортивного элемента и, во-вторых, создают бодрое и жизнерадостное настроение.
Физические упражнения в воде рассматриваются как дополнительное мероприятие в системе физической реабилитации. Занятия в воде имеют то преимущество, что благодаря облегчению веса перемещаемой части тела для больного делаются доступными те движения, которые он не может выполнить в обычных условиях. Занятия в воде являются также хорошим способом развития навыков передвижения для детей, чья мышечная сила и подвижность суставов ограничена, так как сопротивление воды служит им в качестве опоры для движений рук и ног, от усилий которых их тело приобретает поступательное движение.
|
|
Физические упражнения в воде решают несколько задач: 1) развитие двигательных навыков при свободном движении конечностями и туловищем, 2) обучение плаванию, 3) обучение ходьбе.
При выполнении упражнений в воде включаются в работу все звенья опорно-двигательного аппарата. Развивается и укрепляется костно-мышечная система, улучшается подвижность суставов, появляется возможность выполнять движения нижними и верхними конечностями с большей амплитудой, быстрее усвоить то или иное упражнение, что является хорошим профилактическим средством против развития суставной патологии и образования контрактур.
Применение прыжковых упражнений в воде развивает новые двигательные координации, которые ранее ребенком не выполнялись. Прыжки в воде тренируют вестибулярные и шейные проприоцептивные рефлексы, способствующие нормализации тонуса мышц туловища и конечностей, которые регулируют положение тела в пространстве. Кроме того занятия оказывают благоприятное влияние не только на физическое развитие, но и на функциональное состояние — стимулируют деятельность центральной нервной системы, кровообращения, дыхания и терморегуляции.
Упражнения в воде нередко сочетаются с подводным массажем (струя воды под водой, направляемая специальной системой).
Если нет возможности заниматься в бассейне, можно развивать двигательные навыки в ванне. Занятия в ванне нужно проводить при температуре 36-38 градусов, продолжительностью 30-40 минут, через день, желательно в первой половине дня. Температурный фактор способствует ослаблению рефлекторной возбудимости и ликвидации судорог, болей и спастичности. Физические упражнения в теплой воде позволяют использовать ту ограниченную силу паретичных мышечных групп, которая в других условиях не дает возможности выполнить движение. Упражнения, проводимые в ванне ограничены из-за размеров ванны, но в дистальных отделах упражнения могут выполняться в полном объеме, а в проксимальных при изменении положения тела. Для увеличения объема и амплитуды упражнения нужно изменять положение тела: лежа на спине, на боку, ближе к одной стенке ванны и т.д.