В данной деловой игре выявляются лидерские способности участни-ков, характер взаимоотношений в группе, а также личностно-ролевой по-тенциал группы.
Форма игры: индивидуальная, парная, групповая.
Задание: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но вы находитесь примерно на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.
Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не повреждены после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять рублевых банкнот.
Ваша задача - классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до 15-го, наименее важного для вас.
|
|
Ситуация 1. Один в лодке (табл., графа 2): проранжируйте эти предметы по степени важности. Напротив самого важного предмета проставьте цифру 1, напротив второго по значимости - 2 и т.д. Время заполнения - 5-7 минут.
Ситуация 2. Двое в лодке (графа 3). Вы спаслись вдвоем (выберите себе партнера). Проделайте аналогичную работу по ранжированию предметов в лодке. Причем результаты ранжирования должны быть одинаковыми у вас и у вашего партнера. Время для работы - 10 минут.
Ситуация 3. Все в лодке (графа 4). Повезло целой группе - спаслись все. Попробуйте прийти к общему решению и проранжировать предметы, необходимые для скорейшего спасения. Время для обсуждения - 12 минут.
Предметы в лодке | В лодке | Эксперты | Ошибки | Лидерство | ||||||
Один | двое | все | одного | двух | всех | |||||
Секстант Зеркало для бритья Канистра с пресной водой (20 л) Противомоскитная сетка Аварийный запас продуктов - 1 ящик (на 1-2 дня) Средство для отпугивания акул Карты Тихого океана Надувная подушка (спасательное средство) Канистра с горючим (8 литров мазута) Транзисторный приемник Двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена Медицинский спирт (1 л) Нейлоновый шнур (10 м) Коробка шоколада Рыболовные снасти | ||||||||||
Итого | ||||||||||
Обработка результатов. Прежде всего, мы должны записать, как ранжируют эти предметы эксперты-специалисты по спасению людей (графа 5). Затем нужно подсчитать ваши ошибки. Высчитайте разницу (из большего вычесть меньшее):
|
|
- между ответами экспертов и вашими собственными (графы 2,5) и заполните графу 6;
- между ответами экспертов и "двух в лодке" (графы 3,5) и заполните графу 7;
- между ответами экспертов и "всех в лодке" (графы 4, 5) и занесите разницу в графу 8.
Подведение итогов. Подсчитайте итоговые суммы по графам 6,7,8 (отдельно). Если итоговая сумма не превышает 60 баллов, то вы спаслись. Если же итоговая сумма превысила 60 баллов, то - увы...
Для оценки лидерских качеств (графа 9). необходимо высчитать разницу между "ошибками всех" и "ошибками одного" (графы 6,8). Запишите результаты и общий итог. Вы набрали:
- меньше 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;
- 20-30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства;
- 30-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять;
- больше 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма.
Вопросы для обсуждения: Всегда ли хорошо, когда человек обладает лидерскими качествами? Как может повернуться ситуация, если таких людей в группе несколько? Как вы утонули: в одиночестве, в паре или вместе со всеми? Можно ли поставить знак равенства между лидерской позицией и знанием?