Тема 1. Предмет и метод административного права

Вопросы:

1. Понятие, предмети метод административного права.

2. Административно-правовые нормы.

3. Источники административного права.

4. Административно-правовые отношения

5. Система административного права.

Административное право — самостоятельная отрасль правовой системы Республики Казахстан. Оно призвано регулировать общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. В правовой системе административное право можно отнести к числу базовых отраслей, это одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы Казахстана, которое динамично развивается. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, которые оно регулирует.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти.

Метод правового регулирования - это совокупность способов, средств и приемов, применяемых государством для регулирования общественных отношений, т.е. это способы воздействия на волю и поведение участников правоотношений, направленные на достижение целей правового регулирования.

Основными методами правового регулирования, относящимся к большинству отраслей права, являются:

1. Метод дозволения – предоставление лицам прав на собственные активные действия.

2. Метод запрещения – требование воздерживаться от совершения действий определенного рода.

3. Метод позитивного обязывания (предписание) – возложение на лиц обязанности к должному поведению.

Для административного права характерны следующие методы правового регулирования:

1. Метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства. Регулируются отношения между участниками, находящимися в подчинении одного другому.

2. Метод рекомендаций. Рекомендации вышестоящего органа приобретают юридическую силу при условии принятия ее подчиненным.

3. Метод согласования. Регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении.

Административно-правовая норма – это установленное государством правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления. Норма содержит правило, модель должного поведения.

Административно-правовые нормы имеют свою структуру (внутреннее строение). Составляющими частями административно-правовой нормы являются:

- гипотеза – условия действия нормы;

- диспозиция – правила надлежащего поведения в условиях, определенных гипотезой;

- санкция – меры воздействия за нарушение правила, установленного в диспозиции.

Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по различным критериям.

а) По юридической силе: законодательные и подзаконные.

б) По объему регулирования: общие и особенные.

в) По предмету регулирования: материальные и процессуальные.

г) По методу воздействия на поведение субъектов: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные), и стимулирующие (поощрительные).

д) По целевому назначению: регулятивные и охранительные.

е) По территориальному масштабу: территориальные и межтерриториальные.

ж) По действию во времени: срочные (временные), бессрочные (постоянные) и чрезвычайные.

Источники административного права - это правовые формы выражения норм права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административного права. Источники административного права имеют свои особенности, отличающие их от источников других отраслей права. Это определяется специфическим содержанием отношений, регулируемых данной отраслью, методом правового регулирования и особенностями субъектов права.

Основным средством правового регулирования отношений, складывающихся в сфере управления, является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт – это официальный правотворческий акт органов власти, содержащий нормы права, обладающий юридической силой, изданный компетентным органом в установленном порядке.

Для нормативно-правового акта как источника административного права характерны следующие черты: официальный порядок принятия; наличие правовых норм; краткость изложения; действие на большой круг субъектов; отражение интересов как управляющих, так и управляемых субъектов.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, в которых стороны выступают носителями взаимных прав и обязанностей

Основанием возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, также как и любых других правоотношений, являются юридические факты. Под юридическими фактами понимаются установленные нормами обстоятельства, вследствие возникают конкретные правоотношения.

Юридическими фактами признаются действия и события.

Административное право представляет собой целостную систему правовых норм и институтов. Система административного права состоит из отдельных административных норм, правовых институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой. Она делится на Общую и Особенную части. Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов (подотраслей).

Список рекомендуемой литературы:

1. Таранов А.А. Административное право. Академический курс. Алматы, 2003.

2. Ибрагимов Х.Ю. Административное право. Алматы, 2002.

3. Бахрах Д.Н. Краткий курс административного права. - М., 1996.

4. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. М., Право и закон, 2001.

5. Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. - М., 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: