Суть этого метода состоит в том, что нужно прямо, не стесняясь, сказать о том, что вас беспокоит. Или потребовать разъяснения: "Куда вы клоните?", "Скажите прямо", "Что вы хотите?" Одна из главных задач данного вида защиты — сделать тайное (намерения манипулятора) явным.
Предположим, к вам обращается знакомый:
— Как у тебя с финансами?
— Да вроде бы в порядке.
— А я поиздержался, детям молока не на что купить. Может, одолжишь до получки?
Сложность в том, что человек этот не только в получку, но и через месяц не отдает. Напоминать неудобно, да и ему отмахнуться ничего не стоит: "Не бойся, отдам. Вот только премию получу". Но не дать тоже неудобно — давно знакомы, сумма небольшая, да и деньги у вас есть, опять же "детишкам на молочишко".
Но ведь не отдаст И так плохо, и так плохо. Стоп, манипуляция! Похоже, про детишек он перегнул. И что теперь, взять их на содержание?.. Расставим точки над i:
— И что это ты такое купил, что даже на еду детям не осталось?
— Да знаешь, как-то деньги разошлись. Думал, премию выпишут, да вот, «пролетел».
|
|
— А что так?
— Да начальник окрысился.
— С чего это?
— А я отказался остаться после смены поработать.
— Дела были?
— Ну да, футбол хотел посмотреть.
— И как, игра понравилась?
— Так себе.
— Выходит, зря отказал начальнику?
— А пошел он! Слушай, так ты мне одолжишь или как?
— Или как.
— Неужели не выручишь?
— Не выручу.
— Ну ты даешь. Не ожидал от тебя. Друг называется!
— Понимаешь, я эти деньги не украл. Я их заработал. Терять их мне жалко. А ты ведь вовремя не отдашь, я знаю.
— Да я гарантию даю!
— Знаю я эту гарантию. Ходи потом, напоминай, а ты будешь завтраками кормить. Нет уж, спасибо.
— Откуда ты взял, что не отдам?
— Так уже было. Да и другие жаловались.
— Кто это другие?
— Те, у кого ты одалживал. У тебя есть еще что-нибудь ко мне? А то у меня — дела.
— Ну ладно, прощевай.
— Будь здоров.
Читатель, вне сомнения, увидел здесь применение сразу нескольких ступеней защиты. Прежде всего — осознание, что имеет место манипуляция. Далее — пассивная защита (перевод разговора на другую тему). Поскольку манипулятор не был готов к разговору, то отвечал не лучшим образом. В результате его ответов у "несостоявшейся жертвы" возникло и окрепло желание расставить точки над i.