В романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы" штабс-капитан Снегирев, узнав, что его сын укусил Алешу Карамазова за палец, разражается следующей тирадой:
"Жалею, сударь, о вашем пальчике, но не хотите ли, я, прежде чем Илюшечку сечь, свои четыре пальца сейчас же на ваших глазах для вашего справедливого удовлетворения и оттяпаю! Хватит четырех-то?"
В такой драматизированной форме Снегирев высказал то, что его беспокоило. Но перейдем от драмы к комедии.
Пассажир поздно ночью подкатывает к подъезду дома на такси.
— Сколько?
— Четырнадцать.
Протягивает водителю пятнадцать и ждет сдачи. Водитель убирает деньги в карман и ждет, когда пассажир выйдет.
— Что, сдачи нет? Тогда прокати меня два раза вокруг песочницы!
Таксист протянул сдачу.
Или такая сценка:
Жара. Пляж. Фотограф с обезьянкой.
Отдыхающий (развязно):
— Это с обезьянкой скока будет стоить?
Фотограф (внимательно глядя на отдыхающего):
— Сфотографироваться? Или что другое?
Окружающие засмеялись.
Находчивый фотограф поставил пляжника на место.
Его обидело развязное поведение отдыхающего, и именно к этому он привлек общее внимание.
Итак…
… защита "Расставим точки над i" разрушает сценарий манипулятора, но практически не наносит ему ущерба. Адресат удовлетворяется тем, что он сам не пострадал, а манипулятор понял, что он своей цели не достигнет.
Встречный удар — контрманипуляция