Особенности обучения в группе АСПО

Охарактеризуйте активное социально-психологическое познание (АСПП) как метод групповой психокоррекции.

Особенности обучения в группе АСПО

К области активного социально-психологического обучения долгое время относили тренинговую практику, имеющую несколько разновидностей. Так, Г. А. Ковалев такую практику назвал "коллекти­вом активного социального обучения" (КАСО) [9], а в более поздней работе - "активным социальным обучением" [10]. Л. А. Петровская разрабатывает социально-психологический тренинг (СПТ), кото­рый понимается как своеобразная форма воздействия, направленная на повышение психологической компетентности участников в об­щении [20].

Элементы СПТ, групповая дискуссия используются А. С. Золотняковой [6] (Ростов-на-Дону). Очевидно, правы Ю. Н. Емелья­нов и Е. С. Кузьмин, которые пишут, что СПТ - это только наиме­нование набора групповых методов, не содержащих в себе указания на целевое применение и мировоззренческую принадлежность [5]. Ю. Н. Емельянов называет такое обучение в малой группе учебно-тренировочной группой (УТГ).

Тренинговая практика имеет много разновидностей. К примеру, видеотренинг, проводимый в Таллиннском пединституте X. Миккиным, а также Бадлинтовские группы - в Ленинграде [1]. Особого внимания заслуживает также тренинг, разработанный В. А. Кан- Каликом с использованием системы К. С. Станиславского [8].

Отличительной чертой АСПО является то, что это обучение не ограничивается развитием коммуникативных умений и навыков, а представляет собой процесс обучения с глубинно-психологической ориентацией, которая особенно актуальна в последние годы.

Предполагается, что руководитель АСПО четко знает основные линии развития группы и самопознания каждого ее участника в пла­не раскрытия важных, но не полностью осознаваемых аспектов своей личности. Методическая организация АСПО отвечает прогрессивным требованиям к обучению в таких важных моментах: управление про­цессом носит здесь демократический (недирективный) и, как прави­ло, неявный, скрытый характер; поддерживается и поощряется ини­циатива участников обучения, их самодеятельность в рамках группо­вых принципов; отношения между руководителем и участниками обу­чения являются моделью сотрудничества; содержательная и процес­суальная стороны выступают в полном единстве; объектом внимания участников обучения являются не только результаты процесса, но и его динамика; эффективность обучения определяется не усвоением готовых знаний, а овладением процессом и методом их познания; познание осуществляется путем создания проблемной ситуации, раз­решение которой подводит субъекта к открытию нового, ранее не осознаваемого, но личностно значимого материала; развитие умений и навыков выступает как сопутствующее явление основному процессу познания и как вторичное по отношению к нему же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: