Охарактеризуйте активное социально-психологическое познание (АСПП) как метод групповой психокоррекции.
Особенности обучения в группе АСПО
К области активного социально-психологического обучения долгое время относили тренинговую практику, имеющую несколько разновидностей. Так, Г. А. Ковалев такую практику назвал "коллективом активного социального обучения" (КАСО) [9], а в более поздней работе - "активным социальным обучением" [10]. Л. А. Петровская разрабатывает социально-психологический тренинг (СПТ), который понимается как своеобразная форма воздействия, направленная на повышение психологической компетентности участников в общении [20].
Элементы СПТ, групповая дискуссия используются А. С. Золотняковой [6] (Ростов-на-Дону). Очевидно, правы Ю. Н. Емельянов и Е. С. Кузьмин, которые пишут, что СПТ - это только наименование набора групповых методов, не содержащих в себе указания на целевое применение и мировоззренческую принадлежность [5]. Ю. Н. Емельянов называет такое обучение в малой группе учебно-тренировочной группой (УТГ).
|
|
Тренинговая практика имеет много разновидностей. К примеру, видеотренинг, проводимый в Таллиннском пединституте X. Миккиным, а также Бадлинтовские группы - в Ленинграде [1]. Особого внимания заслуживает также тренинг, разработанный В. А. Кан- Каликом с использованием системы К. С. Станиславского [8].
Отличительной чертой АСПО является то, что это обучение не ограничивается развитием коммуникативных умений и навыков, а представляет собой процесс обучения с глубинно-психологической ориентацией, которая особенно актуальна в последние годы.
Предполагается, что руководитель АСПО четко знает основные линии развития группы и самопознания каждого ее участника в плане раскрытия важных, но не полностью осознаваемых аспектов своей личности. Методическая организация АСПО отвечает прогрессивным требованиям к обучению в таких важных моментах: управление процессом носит здесь демократический (недирективный) и, как правило, неявный, скрытый характер; поддерживается и поощряется инициатива участников обучения, их самодеятельность в рамках групповых принципов; отношения между руководителем и участниками обучения являются моделью сотрудничества; содержательная и процессуальная стороны выступают в полном единстве; объектом внимания участников обучения являются не только результаты процесса, но и его динамика; эффективность обучения определяется не усвоением готовых знаний, а овладением процессом и методом их познания; познание осуществляется путем создания проблемной ситуации, разрешение которой подводит субъекта к открытию нового, ранее не осознаваемого, но личностно значимого материала; развитие умений и навыков выступает как сопутствующее явление основному процессу познания и как вторичное по отношению к нему же.