Познавательные процессы:
1) процессы чувственного познания
· ощущения;
· восприятие;
· внимание;
· память;
· воображение;
2) процессы рационального познания:
· мышление;
· речь.
Ощущение – простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы.
Основные механизмы ощущения:
Воздействие -> рецептор -> проводящие пути -> центр в коре головного мозга -> ощущение
1) предопределяет познание окружающего мира и мира в себе;
2) является основой познания и адаптации;
3) выступает потребностью живого организма.
Функции ощущения:
- предопределение познания окружающего и внутреннего мира
- основа познания и адаптивного поведения
- потребность живого организма
Классификация ощущений:
1) по качеству:
· вкусовые;
· обонятельные;
· осязательные;
· слуховые;
· зрительные;
2) по локализации:
· экстероцептивные (возникающие при воздействии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела);
|
|
o дистантные;
o контактные;
· интероцептивные (сигнализирующие о внутренних процессах организма);
· проприоцептивные (возникающие при движении, ощущения в мышцах).
Свойства ощущений:
1) качество;
2) интенсивность;
3) длительность;
4) пространственная локализация раздражителя;
5) адаптация;
6) компенсация.
Сентизивность – природно обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов.
Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием опыта.
Синестезия – при воздействии одного раздражителя возникает ощущение от другого анализатора.
Восприятие – целостное отражение предметов, явлений и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя.
Продукт восприятия – целостный образ.
Основная функция восприятия – обеспечение пространственно-чувственной ориентации в мире.
Свойства восприятия:
- предметность – отношение сведений, получаемых из окружающего мира к этому миру
- целостность
- структурность – не является простой суммой ощущений, обобщенная их сумма
- константность – восприятие окружающих предметов как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д.
- осмысленность – подчиняется контролю сознания
- избирательность – определение объектов по сравнению к другим
Иллюзии восприятия:
- специфические формы искажения образов, обусловленные расположением и действие раздражителем
Особенности образа восприятия:
1) полимодальность (в одном образе сосредоточено множество качеств);
|
|
2) тесно связан с интеллектуальными процессами;
3) включает действенный компонент.
Законы восприятия:
1) фигуры и фона;
2) близости элементов.
Внимание – сосредоточенность и направленность сознания человека в определенный момент времени на определенные объекты при одновременном отвлечении от других.
Основные функции внимания:
1) селекция (позволяет отделять значимые объекты от незначимых);
2) улучшение интенсивности восприятия;
3) обеспечение контроля за деятельностью и регуляция движения;
Виды внимания:
1) по направленности:
· внутреннее внимание (направлено на образы внутреннего мира и сосредоточено на каком-либо из них);
· внешнее внимание (направлено на внешний объект);
2) по модальности:
· зрительное внимание;
· слуховое внимание;
· обонятельное внимание;
· осязательное внимание;
· тактильное внимание;
3) по степени участия воли:
· непроизвольное внимание (внешний объект управляет вниманием человека);
· произвольное внимание (участие воли, человек сам определяет объект внимания);
· послепроизвольное внимание (привлечение внимания начинается с усилия воли, которое постепенно нивелируется вследствие появления интереса к данному предмету или явлению).
Свойства внимания:
- концентрация – степень сосредоточения на объекта
- объем – количество объектов, которые могут быть охвачены одномоментно
- переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой, осознанно
- распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов
- устойчивость – длительность сосредоточения на объекте
Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом информации, полученной в результате его индивидуального опыта.
Основная функция памяти: синтез психических актов в единое целое.
Виды памяти:
1) по характеру психической активности:
· двигательная память (запоминание двигательных актов и двигательных комплексов);
· эмоциональная память (память на чувства и переживания);
· образная память (образы и сюжеты);
· словесно-логическая память (мысли);
2) по степени произвольности:
· непроизвольная память (информация запечатлевается и сохраняется без усилия воли, спонтанно);
· произвольная память (запоминание является целью человека):
o опосредованная память (запоминание с помощью специальных средств);
o непосредственное запоминание (путем механического повторения);
3) по степени сохранения информации:
· мгновенная память (предполагает запоминание образа, который обеспечивает восприятие);
· кратковременная память (запоминание информации на непродолжительное количество времени – от нескольких секунд до 10 минут; обеспечивает ориентацию в пространстве; Vкр.памяти = Vвнимания = 5-7 единиц);
· долговременная память (запечатление информации на длительный период времени; информация носит стратегическое значение для человека);
· оперативная память (запоминание информации на какой-либо период с целью ее воспроизведения в специальных условиях).
Законы памяти:
1) закон конца и края;
2) связь памяти с эмоциональной сферой;
3) чем более осознано запоминание, тем дольше информация хранится в памяти
Мышление – социально обусловленный и неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и создания существенно нового в процессе отражения окружающей действительности.
Основные функции мышления:
4) установление всеобщих взаимосвязей;
5) понимание сущности конкретного явления;
6) обобщение свойств однородной группы явлений.
Виды мышления:
1) по форме:
· наглядно-действенное мышление (мышление при манипуляции с каким-либо объектом или предметом);
· наглядно-образное мышление (с помощью образов и сюжетов);
|
|
· абстрактное мышление (мышление, основанное на выделении существенных свойств и связей предмета при одновременном отвлечении от несущественных свойств)
2) по степени новизны:
· репродуктивное (воспроизводящее) мышление;
· продуктивное (творческое) мышление (осознание поступающей информации и стимулов, их ассимиляция через внутренний мир)
3) по характеру решаемых задач:
· теоретическое мышление;
· практическое мышление;
4) по степени развернутости:
· дискурсивное мышление (мышление с помощью логических умозаключений);
· спонтанное (интуитивное) мышление.
Формы мышления:
1) понятие (мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, а также позволяющая отличать эти предметы и явления от смежных с ними);
2) суждение (мысль, выраженная повествовательным предложением, которая может являться истиной или ложью);
3) умозаключение (мыслительный процесс, в ходе которого из 1 или нескольких суждений выводится новое индивидуальное суждение).
Основные мыслительные операции:
1) анализ (мысленное расчленение предметов, явлений или ситуаций и выявление их составных частей);
2) синтез (мысленное соотнесение, сопоставление и установление связей между различными элементами);
3) абстракция (отличение существенных свойств предмета от несущественных);
4) сравнение (мысленное соотнесение каких-либо объектов, а также выделение в них общего и различного);
5) обобщение (мысленное соотношение и выделение общего в нескольких различных явлениях, предметах или ситуациях).
Речь – процесс взаимодействия людей посредством языка.
Язык – система словесных знаков, опосредующих психическую и интеллектуальную деятельность, а также средства общения, реализуемые в речи.
Речь обуславливает все сознание человека, с помощью речи формируются: самосознание, взгляды, убеждения, интеллект, моральные и эстетические чувства, воля и характер.
Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми.
Свойства речи:
1) содержательность (характеризуется объемом высказанных в ней мыслей, а также подготовленностью говорящего);
|
|
2) понятность (обуславливается объемом знаний слушающих и обеспечивается избирательным объемом материала);
3) выразительность (связано с эмоциональной насыщенностью речи, обеспечивается интонацией и акцентом);
4) действенность (определяется влиянием на мысли и чувства, поведение человека).
Функции речи:
1) функции в общении:
· коммуникативная (обеспечивает передачу информации);
· экспрессивная (эмоциональное отношение к передаваемой информации);
2) функции в мышлении:
· обобщение;
· сигнализирующая функция
Виды речи:
1) внешняя речь (обеспечивает общение между людьми при помощи разговора или с помощью технических устройств);
2) внутренняя речь (направлен на себя, носит свернутый сокращенный характер);
3) устная речь (наличие грамматической конструкции и сокращенным количеством слов);
4) письменная речь (четкий замысел и сложная смысловая программа);
5) диалогическая речь (возникает при взаимодействии 2 или нескольких людей, характеризуется ответом на вопросы либо высказыванием на суждения; не требует специальной подготовки);
6) монологическая речь (высокие требования к говорящему, т.к. требует тщательного отбора слов и словесных оборотов);
7) аффективная речь (не имеет замысла, очень проста и ограничена).
Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Основные функции воображения:
1) представление действительности в образах;
2) регулирование эмоциональных отношений;
3) формирование внутреннего плана человека;
4) планирование и программирование деятельности.
Формы воображения:
1) построение образа;
2) создание программы поведения;
3) продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
4) создание образов, которые соответствуют описанию объекта;
Виды воображения:
1) по предмету деятельности:
· эмоциональное воображение;
· образное воображение;
· концептуальное воображение;
2) по виду деятельности:
· художественное воображение;
· техническое воображение;
· музыкальное воображение.
3) по способам активности:
· активное воображение (мечта – осознание желаемого будущего)
· пассивное воображение (грезы)
· преднамеренное воображение
· непреднамеренное воображение
4) по результату:
· творческое воображение (создание образов, которые не существуют в действительности, либо модифицируются имеющиеся образы)
· воссоздающие образы.
Эмоции – интегральная реакция организма на воздействие факторов внешней и внутренней среды, результаты собственной деятельности, которая проявляется:
1) Субъективные переживания
2) Специфических сдвигах деятельности внутренних органов
3) Специфических двигательных реакциях
Функции эмоций:
- приспособительная
- сигнальная
- оценочная
- регуляторная
- коммуникативная
Характеристики эмоций:
- Знак, валентность
- модальность
- динамика протекания, длительность, интенсивность
- динамика внешнего выражения (мимика, жесты, пантомимы, внешняя речь)
Виды эмоциональных состояний:
- настроение – относительно длительное эмоциональное состояние, которое подвержено существенным колебаниям в результате воздействия среды
- аффект – предельно выраженная кратковременная эмоция, которая сопровождается бурным эмоциональным переживанием, которое блокирует работу сознания
- страсть – интенсивное длительное эмоциональное состояние, преопределенное значимостью объекта или предмета для человека
- чувство – устойчивое эмоциональное состояние, которое отражает в сознании человека его отношение к действительности, предопределяющее (не/)удовлетворение его потребностей.
Виды чувств:
- моральное
- интеллектуальное
- эстетические
- праксические (отношение к другому человеку)
Воля – форма психического отражения, проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Функции:
- выбор мотивов и целей
- регуляция, побуждающая к действию при недостаточной или избыточной мотивации
- мобилизация психики и физических возможностей при преодолении препятствий