Классификация воспитания определяется по принципу содержательного многообразия воспитательных целей и способов их достижения.
I. По институциональному признаку:
- Семейное воспитание – ориентировано на формирование мировоззрения ребенка и включение его в систему обязанностей, обязательств
- Школьное воспитание – ориентировано на организацию учебной деятельности, формированию познавательной и учебной мотивации, формирование самоуправления и самоконтроля
- Внешкольное воспитание – сопряжено с включение ребенка в образовательные учреждения, не связанные с обучением, формирование творческих инетресов и способностей.
- Конфессиональное (религиозное) воспитания – помогает в приобщении к религиозным нормам и ценностей
II. По стилю отношений между воспитателем и воспитуемым:
- Независимые отношения
- Зависимые отношения
III. В зависимости от философской концепции:
- Прагматическое – воспитание рассматривается как жизнь воспитанника в настоящем. Основная задача – научить решать реальные жизненные проблемы и посредством накопления такого опыта добиться максимального благополучия в социальной среде.
|
|
- Антропоцентристское – человек понимается как открытая система, которая постоянно развивается и изменяется наряду с изменением действительности. Воспитание не может ограничиваться нормами или не имеет своего завершения. Задача – совершенствование личности воспитанника во всем многообразии проявлений человека.
- Социетарное – воспитание реализуется как некоторый социальный заказ, основная задача – формирование определенной системы ценностей.
- Свободное воспитание – культивируется свобода воспитанника и умение нести ответственность за свою жизнь. Основная задача – достижение гармонии взаимодействия личностных конструктов и жизненных обстоятельств.
- Технократическое – воспитание направлено на управление и контроль воспитательных результатов. Задача – формирование системы поведения воспитанника с помощью подкреплений.
- Гуманистическое – ориентировано на учет личных индивидуальных особенностей воспитанника. Задача – стимулирование воспитанника на осознание своих потребностей и интересов, целей и внутренних ресурсов.
-3-