Исследуемый параметр | Методические средства (методики, тесты) | Описание методики | Критерии оценки | Источник (литература) |
Пространственные представ- | Тест Бендера | Предлагается 5 моделей геометрических фигур, каждая | Рисунки оцениваются по трем пара- метрам: | Психологическое обследование |
Продолжение табл.
ления и зрительно-моторная координация | нарисована на кар- точке размером 10x15 см. Испытуемому дают лист белой бумаги фор- мата А4, карандаш и просят скопировать рисунки как можно точнее | — выполнение углов; — ориентация элементов; — взаимное расположение элементов. Каждый параметр оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты сравнивают с возрастными нормативами: 6 лет: 22—30 баллов; 7 лет: 24—32 балла | детей дошкольного и младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие. М., | |
Произвольность (умение управлять своими действиями, контролировать правильность их выполнения в соответствии с заданными правилами) | Лабиринты (автор Д. Векслер) | Предлагается не- сколько лабиринтов возрастающей сложности. Необходимо найти выход в каждом (на один лабиринт — 1 мин), соблюдая ряд правил: — в течение всего поиска не отрывать карандаш от бумаги; — не задевать линии лабиринта; — не пересекать их (каждое касание — ошибка, каждый поворот назад — ошибка) | Высокая — работа без ошибок. Средняя — 1 ошибка в одном лабиринте. Низкая — более 2-х ошибок в одном лабиринте | Чередникова Т. Про- верьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. СПб., |
Мышление (выделение существенных признаков предметов и соотнесение их по этим признакам) | Самое непохожее (автор Л. Венгер) | Используют 8 геометрических фигур, различающихся по форме, величине, цвету: 4 треугольника, 4 прямоугольника. Четыре предмета одного цвета (один треугольник маленький, второй | Высокая — преобладание выбора по трем признакам и называние одного- двух. Средняя — преобладание выбора по двум признакам и называние одного. Низкая — преобладание выбора по | Психолог в дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности. М., 2002 |
Продолжение табл.
|
|
Продолжение табл.
большой; один прямоугольник маленький, второй большой). Остальные другого цвета. Взрослый раскладывает фигуры в ряд в произвольной последовательности и просит сказать, чем они отличаются друг от друга. Затем одну фигуру вынимают из ряда и просят найти среди остальных самую непохожую на нее. Ребенок выполняет задание с 2—3 фигурами | одному признаку без называния | |||
Наглядно-действенные формы мышления, уровни сформированности идентификации и моделирования | Доска Сегена | Вкладывание деталей в доску с уг-лублениями-п азами | 3—4 года: В — примерива-ние; С — целенаправленные пробы; Н — силовые приемы. 4—5 лет: В — зрительное соотнесение; С — простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные примериваются, в том числе не соответствующим нужным прорезям; И — силовые приемы, ошибки | Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 13 |
Сравнение и установление тождества объектов на материальном уровне | Почто- вый ящик | Вкладывание объемных деталей в коробку с прорезями | 3—4 года: В — примеривание; С — целенаправленные пробы; Н — силовые приемы | Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 13 |
Наглядно- образное мышле- ние, спо- собность соотнесе- ния час- тей и це- лого | Разрез- ные картин- ки | Складывание раз- резных картинок: 3—4 года — 2,3 части разрезанные вдоль и. поперек; 4—5 лет — 4,5 частей под прямым углом; 5—5,5 лет — 4, 5 неравных частей | В — зрительное соотнесение; С — правильное сложение, прикла- дывание с разворо- том; Н — соединяет части без анализа полученного цело- го | Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 14 |
Уровень интеллек- туального развития | Матри- цы Ра- вена | Заполнение пробе- ла в матрице: серия А — 4— 5 лет; серия А, АВ — 5— 6 лет; серия А, АВ, В — 6—7 лет | 4—5 лет: В—10—12 бал- лов; С — 6—9 баллов; Н — ниже 5 бал- лов; 5—6 лет: В — выше 24 бал- лов; С— 14—23 балла; Н — ниже 13 бал- лов; 6—7 лет: 28—36 баллов; С — 23—27 бал- лов; Н—17—22 балла | Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 22 |
Исклю- чение предме- тов | Выбор одного предмета, не отно- сящегося к катего- рии: 5 шт. (явное несоот- ветствие) 4—5 лет; 5 шт. — 5—6 лет; 7 шт. — 6—7 лет | 5 шт. — В; 3—4 шт. — С; 2 шт. — Н; 7 шт. — В; 4—6 шт. — С; Зшт. —Н | Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 31 |
Продолжение табл.
|
|
Способность понимать связь событий и строить умозаключения | Серия сюжетных картинок | Установление последовательности событий | См. источник | Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 32 |
Восприятие (способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями) | Какая фигура не под- ходит | Предлагаются 3 тестовых листа: 1. Изображены 4 одинаковые по форме и цвету фи- гуры, но одна из них отличается по величине (3 ма- ленькие фигуры, 1 большая). 2. Изображены 4 одинаковые по форме и величине фигуры, но одна из них другого цвета. 3. Изображены 4 одинаковые по величине и цвету фигуры, но одна из них иной фор- мы. Ребенку задают вопрос: «Какая фигура не подхо- дит?» и просят сказать, чем она отличается от ос- тальных | Высокая — выбор 3-х признаков (ве- личина, цвет, фор- ма) и называние одного-двух. Средняя — выбор 2-х признаков и называние одного. Низкая — выбор одного признака без называния | Забрам- ная С. Практиче- ский мате- риал для проведения психолого- педагогиче- ского об- следования детей. М., |
Возмож- ность модели- рования с учетом величины деталей | Пира- мидка | Разбор и складыва- ние пирамидки | В — зрительное соотнесение; С — примерива- ние; Н — сбор без учета величины | Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 12 |
Продолжение табл.
Зритель- ное вос- приятие | Таблица пред- метных изобра- жений и их силу- этные эталоны | Узнавание силуэт- ных форм | См. источник | Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 66 |
Соотно- шение свойств предметов и задан- ных эта- лонов | Эталоны | Предъявляются 4 страницы, на каж- дой 16 картинок, изображающих различные предме- ты. Внизу дана фигура-эталон, на каждой странице эталоны разные | Максимальный балл — 32. Ошибки: неправиль- но отмеченная кар- тинка, неотмеченная нужная картинка. За каждую ошибку вычитается один балл. В — 29—32 балла; С —20—-2 8 бал- лов; Н — менее 20 бал- лов | Диагности- ческая ра- бота в дет- ском саду. Ростов н/Д, |
Кратко- временная непроиз- вольная память | Узнава- ние фи- гур | Для запоминания предлагается ко- лонка из 3 абст- рактных стимулов. Время экспозиции 15 с. Затем ребенку предъявляется таб- лица (9 стимулов), среди которых он должен найти 3 знакомых стимула | Высокая — все 3 стимула узнаны правильно, без ошибок. Средняя — пра- вильно узнано 2 стимула. Низкая — пра- вильно узнан 1 стимул | Исследова- ние особен- ностей раз- вития по- знаватель- ной сферы детей до- школьного и младшего школьного возрастов / Авт.-сост. Н. Семаго, М. Сема- го. М., 2001 |
Состояние кратко- времен- ной памяти | Десять слов Методика А. Лурия | Ребенку для запоминания предлагается ряд из 10 односложных, не связанных между собой слов | 9—10 —В; 6—8 — С;1—5—Н | Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подго- товить ре- бенка к школе. М., |
Продолжение табл.
|
|
Продолжение табл.
Готов- ность к школе | Опреде- ление мотивов учения (автор М. Гинз- бург) | Ребенку читают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве лично- стной позиции од- ного из персона- жей. После каждо- го абзаца перед ребенком выкла- дывается схемати- ческий, соответст- вующий содержа- нию рисунок, кото- рый служит ему внешней опорой для запоминания. Мотивы обучения в школе: — учебный; — социальный; — позиционный; — внешний; — игровой; — оценочный | Тип мотиваций ребенка. Ученики ориентируются на учебный мотив. Дети псевдоучеб- ного типа — на социальный мотив. Дошкольники вы- бирают игровой мотив. Псевдоученики — внешний или оце- ночный мотив | Поливано- ва К. Такие разные шес- тилетки. Индивиду- альная го- товность к школе: ди- агностика и коррекция. М., 2003 |
Сформи- рован- ность внутрен- ней пози- ции школьни- ка | Беседа о школе (автор Т. Неж- нова) | Ребенку рассказы- вают истории про школу. В конце каждой задается вопрос: «Что бы ты сказал или сделал, если бы такая ис- тория произошла с тобой?» Все ответы ребенка делятся на две категории — А иБ | В ответах детей учебного типа преобладает кате- гория А. В ответах детей псевдоучебного типа — категории А и Б представле- ны в равных долях. Дошкольники вы- бирают преимуще- ственно ответы категории Б. Псевдоученики обычно выбирают ответы категории А, но ответы на вопросы 4 и 5 мо- гут содержать и Б | Павлова Т. Диагностика готовности к школе. М., |
Мелкая моторика | Опреде- ление уровня разви- тия мел- кой мо- торики | Ребенок сидит за столом. Его ладони с разведенными пальцами разме- щают на листе бу- маги. В случайном порядке ребенку указывается палец, который он должен поднять(начинать с правой руки). Стрелочками отме- чается количество синкинезий — лишних движений других пальцев (от «нужного» к «не- нужному») | Подсчитывается среднее по двум пробам количество синкинезий и срав- нивают с возрас- тными норматива- ми: 6 лет — 9 синкине- зий; 7 лет — 6 синкине- зий | Нижего- родцева Н. Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М., |
Мелкая моторика | Нарисуй окруж- ность | Предлагается нари- совать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3— 3,5 см | Высокая — ребе- нок справляется с заданием. Средняя — рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, но одним движени- ем. Низкая — рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, фиксирует руку на плоскости. Рисует в несколько прие- мов, периодически передвигая руку | Нижего- родцева Н. Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М., |
Мелкая моторика | Пальце- вые пробы | Просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так) | Высокий — вы- полнение изолиро- ванных движений пальцев. Средний — удают- ся не все пробы, пальцы напряжены или, напротив, вялые. | Нижего- родцева Н. Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М., |
Продолжение табл. | ||||
Низкий — пальцы сгибаются и разги- баются только вместе | ||||
Мелкая моторика | Мото- рика пальцев (автор Н. Озе- рецкий) | В 3 года — взять кубик большим и указательными пальцами. В 4 года — на стол ставится коробка размером 10x10 см. На расстоянии 5 см от нее в беспорядке раскладываются 20 монет (диамет- ром 2 см). По сигна- лу ребенок должен уложить все монеты по одной в коробку: ведущая рука — 15 с, другая рука — 20 с. В 5 лет — на столе 2 спичечных короб- ка по 10 спичек около них. Одновременно двумя руками уло- жить спички в два коробка. Контрольное вре- мя — 20 с | Высокий — ребе- нок справляется с заданием в уста- новленное время. Средний — ребе- нок справляется с заданием, но ис- пользует дополни- тельное время. Низкий — не справляется с зада- нием | Крюкова С. Здравствуй, я сам! Тре- нинговая программа работы с детьми 3— 6 лет. М., |
Готов- ность к школе | Исполь- | |||
зуются | ||||
три ме- | ||||
тодики | ||||
Развитие интеллек- та | Рису- нок че- ловека | Ребенку дают карандаш, лист бумаги и просят нарисовать человека целиком | Для определения тепени готовности школе проводит- я оценка выпол- ения задания. а каждую задачу )ебенок получает т 0 до 2 баллов | Ветер А., Цукерман Г. 1СИХОЛОГИ- еское об- ледование младших школьни- ов. М., |
Окончание табл.
|
|
Произвольность в регуляции деятельности | 2. Образец и правило (автор Л. Венгер) | Предлагается выполнить ряд заданий на тестовом листе. Каждое задание представляет собой фигуру — образец и расположенные справа от нее точки разной формы. Необходимо соединить точки так, чтобы получилась фигура как на образце. Правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками | ||
Умение действовать строго по инструкции | 3. Графический диктант (автор Д. Эль-конин) | По словесной инструкции взрослого ребенок рисует узор на листе бумаги в клетку с нанесенными 4 точками | Каждый из узоров оценивается от 0 до 4 баллов. По результатам 3-х тестов выводится итоговый уровень готовности к школе по специальным таблицам | Павлова Т. Диагностика готовности ребенка к школе. М., 2006 |
Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста
Группа №
Дата обследования____
Фамилия и имя ребенка _
Возраст ребенка______
Мама ________ папа____________________город
1. Пирамидка:
— неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол,
подносит к уху__________________________________;
— простое манипулирование (познавательное)___________
— силовая проба (вдавливает, не учитывает свойства предмета)___________________________________
— целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения)____________________________________________
22
— примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы
на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
— зрительное соотнесение (ребенок сразу правильно решает
задачу, зрительно соотнося элементы)_____________ __.
Цвет | Сличение | Показ | Называние |
Красный | |||
Синий | |||
Желтый | |||
Зеленый |
2. Почтовый ящик:
— неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол,
подносит к уху, использование вкладыша не по назначению)
•——------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ —------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ —__------------------------------------------- '
— простое манипулирование (познавательное)__________ _;
— силовая проба (действие силой, толкает фигуру в первую
попавшуюся прорезь)______________________________ •
— хаотическая проба (совмещает пробные и силовые способы
выполнения задания, переходит от отверстия к отверстию,
пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру)_________
— целенаправленная проба (замечает ошибки, исправляет их
и находит верное решение)_________________________;
— примеривание (ориентируется на форму прорези и фигуры,
еще не может соотнести формы зрительно на расстоянии,
поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зре
ния, прорези)____________________________________ •
— зрительное соотнесение (соотносит форму прорези и фигу
ры и опускает фигуру с нужной прорезью, разворот фигур
при этом производит в воздухе) _________________.
3. Доска Сегена:
— неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол,
ПОДНОСИТ К уху)________________________________________________;
— простое манипулирование (познавательное)_________ _;
— силовая проба (вдавливает, не учитывает свойства предме
та)__________________________________________;
— целенаправленная проба (замечает ошибки, исправляет их
и находит верное решение)_________________________;
— примеривание (еще не может соотнести предметы на рас
стоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие,
меняет их)__________________
зрительное соотнесение (сразу правильно решает задачу, зри
тельно соотнося элементы)________________________..
Форма | Сличение | Показ | Называние |
4. Разрезные картинки:
— совершает целенаправленные действия_____
— соединяет части без анализа полученного целого
— прикладывает с разворотом
— зрительно соотносит части без прикладывания
5. «Темные силуэты»_____________________
6. Мелкая моторика ___________________
Выводы:_______________________________
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста
Дата обследования_________Группа № ______
Фамилия и имя ребенка____________
Возраст ребенка___________
Мама________папа______город______________
10 слов
№ | Лес | Хлеб | Окно | Стул | Вода | Брат | Конь | Гриб | Игла | Мед |
Матрицы Равена:
серия А серия АВ серия В
1 – 1 – 1 –
2 – 2 – 2 –
3 – 3 – 3 –
4 – 4 – 4 –
—
5 – 5 – 5 –
6 – 6 – 6 –
7 – 7 – 7 –
8 – 8 – 8 –
9 – 9 – 9 –
10 – 10 – 10 –
11 – 11 – 11 –
12 – 12 – 12 –
Эталоны:____________________________________________
Последовательные картинки:
Лабиринты:________________
Классификация (4-й лишний):
Тест Бендера:_____________
Выводы: ____________________
Психопрофилактическая работа
Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основные направления: развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей; развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений; развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний. В основе работы лежит программа «Истоки». Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится по подгруппам. Предпочтение отводится групповым играм. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему отводится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что он играет вместе со всеми.