Глава XI. Экологические преступления

Статья 277. Нарушение экологических требований к
хозяйственной и иной деятельности

Нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов, проектировании, размещении, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации, строительстве городов и других населенных пунктов, к военным и оборонным объектам, военной и космической деятельности лицами, ответственными за соблюдение этих требований, если это повлекло существенное загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животного и растительного мира и иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Конституции РК государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. В целях обеспечения технологической дисциплины, необходимой для охраны окружающей среды в процессе производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов, впервые в УК РК установлена уголовная ответственность за данное преступление.
Опасность рассматриваемого преступления заключается прежде всего в том, что оно, нарушая положения ст. 31 Конституции РК, причиняет существенный вред жизни и здоровью людей (вплоть до генетических изменений). Наряду с этим значительный ущерб причиняется и самим природным объектам (растительному и животному миру, состоянию атмосферного воздуха, воды, почвы и так далее).
Объектом данного преступления является экологическая безопасность. В результате анализируемого деяния может пострадать любой из трех непосредственных объектов: а) стабильность окружающей среды; б) природно-ресурсный потенциал; в) конституционно гарантированное право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. В науке уголовного права высказано мнение, что объектом этого преступления является «нормативно определенный порядок производства работ при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных предприятиях, сооружений и т.п.».
Составление проектов различного рода объектов, их размещение, строительство и ввод в эксплуатацию предполагают неукоснительное соблюдение правил, обеспечивающих экологическую безопасность. Диспозиция данной нормы является бланкетной, поэтому при квалификации деяния по ст. 277 УК РК следует указать в обвинительном заключении и приговоре, какие именно правила нарушены и каким нормативным актом они предусмотрены. В некоторых случаях необходима экспертиза или консультация специалиста.
Проектирование включает деятельность по разработке проектной документации и технико-экономическому обоснованию создаваемого, реконструируемого или подвергаемого капитальному ремонту объекта.
Размещение объекта предполагает деятельность по его пространственному расположению на местности. Оно должно отвечать государственным градостроительным нормативам и правилам, требованиям зонирования территорий, обеспечения благоприятных условий для проживания населения.
Под строительством понимают деятельность по созданию объекта, а также по ее реконструкции и капитальному ремонту.
Ввод объекта в эксплуатацию представляет собой урегулированную нормативными актами процедуру по сдаче – приемке готового объекта.
Эксплуатация объекта заключается в его использовании в соответствии с прямым назначением
Общие экологические требования к хозяйственной и иной деятельности и экологические требования по видам хозяйственной и иной деятельности содержатся в главах 29 и 30 Экологического кодекса РК.
Объективная сторона состава включает нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов, последствие в виде существенного загрязнения окружающей среды, причинения вреда здоровью человека, массовую гибель животного или растительного мира и иные тяжкие последствия и причинную связь между нарушением экологических требований и наступившими последствиями.
Нарушение экологических требований может быть совершено как путем действия, так и бездействия, поскольку лицо может нарушить соответствующие экологические требования их невыполнением, несоблюдением и ненадлежащим исполнением.
Пассивное преступное поведение характерно для экологических преступлений, совершаемых теми лицами, которые не соблюдают свои служебные обязанности по выполнению правил экологической безопасности, либо обеспечению их соблюдения при наличии реальной возможности для этого с учетом индивидуальных волевых и интеллектуальных качеств виновных лиц. (Например, невыполнение правил экологической безопасности лицом, на которое возложена эта обязанность в силу нормативно - правового предписания, или неприятие мер к ремонту, контролю, обеспечению надлежащей эксплуатации очистных сооружений, установок ответственным за это лицом. Активное преступное поведение возможно со стороны ответственных лиц, проектирующих, размещающих, строящих, вводящих в эксплуатацию и эксплуатирующих соответствующие объекты, в случае, когда виновные ненадлежащее выполняют правила экологической безопасности.
Кроме того, нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов может заключаться: в совершении действий, прямо запрещенных Экологическим кодексом на любом этапе использования природных ресурсов. Это, например, неучет нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; отсутствие в проекте мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды; невыполнение требований по восстановлению природной среды; строительство и реконструкция зданий, строений и иных объектов без утвержденных проектов или по проектам, имеющим отрицательное заключение государственной экологической экспертизы; изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды и т.д.
Преступление считается оконченным в момент наступления вредных последствий, указанных в диспозиции ст. 277 УК РК. При этом достаточно, чтобы такие последствия были причинены нарушением правил, совершенным в процессе производства одного из видов работ, указанных в ст. 277 УК РК.
Под окружающей средой понимается - совокупность природных и искусственных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой земли, поверхностные и подземные воды, земли, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии.
Нарушения экологических требований (правил охраны окружающей среды) при производстве работ могут выражаться как в невыполнении, так и в ненадлежащем выполнении соответствующих правил. Но в любом случае обязательным условием ответственности по ст. 277 УК является наступление определенных последствий: существенного загрязнения окружающей среды; причинения вреда здоровью человека; массовой гибели животного и растительного мира и иных тяжких последствий.
Под загрязнением окружающей среды согласно п. 34 ст. 1 Экологического кодекса РК следует понимать - поступление в окружающую среду загрязненных веществ, радиоактивных материалов, отходов производства и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.
При определении существенного загрязнения окружающей среды необходимо исходит из конкретных обстоятельств. Оценке должны подлежать качественные и количественные характеристики загрязняющих веществ, территория их распространения, опасность для людей и окружающей среды и т. д.
Под причинением вреда здоровью человека следует понимать причинение легкого вреда здоровью, независимо от того, повлекло ли оно утрату трудоспособности, либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.
Массовая гибель животных и растений представляет собой такую гибель птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический более 3-х раз.
Под иными тяжкими последствиями следует понимать существенные изменения окружающей среды, ухудшение состояния или уничтожение природных объектов, восстановление которых требует длительного времени, либо значительных материальных затрат, а также возникновение ситуации, препятствующей использованию природных ресурсов. Такое изменение окружающей среды может вызвать, например, прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций, вынужденное переселение больших групп людей, острый дефицит воды и продовольствия, деградацию земель, порчу значительного количества лесо- и сельскохозяйственной продукции, разрушение строений, конструкций, принесшее существенный материальный ущерб, значительное повреждение или массовую гибель других объектов окружающей природной среды, иной существенный имущественный ущерб (включая упущенную выгоду, проведение дорогостоящих восстановительных работ), другие негативные последствия, препятствующие сохранению и правомерному использованию окружающей среды.
Массовое уничтожение животного и растительного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, совершение иных действий, вызвавших экологическую катастрофу, повлекших необратимые вредные последствия для человека и окружающей его природной среды, в результате которых природой потеряны качества, являющиеся ее содержанием и не подлежащие восстановлению искусственным путем, следует квалифицировать как преступление против мира и безопасности человечества (ст. 161 – экоцид).
Между нарушением экологических требований и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена необходимая причинная связь.
Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, достигшее 16-ти лет, наделенное законом, подзаконным нормативным актом обязанностью по обеспечению соблюдения экологических требований; злоупотребление должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшие совершение анализируемого преступления следует квалифицировать по совокупности преступлений ст. 277 и 307, 228 УК. В Нормативном постановлении Верховного суда РК от 18 июня 2004 г. «О применении судами законодательства об ответственности за некоторые экологические преступления» говорится: субъектами экологических преступлений могут быть любые физические лица, в том числе лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и приравненные к ним лица, должностные лица, а также лица, занимающие ответственную государственную должность и лица, выполняющие управленческие функции в государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих организациях.
В случаях, когда экологические преступления совершены лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций и приравненными к ним лицами, должностным лицом, а также лицом, занимающим ответственную государственную должность или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации, при наличии в их действиях также признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации, их действия надлежит квалифицировать по соответствующим статьям УК РК предусматривающим ответственность, как за экологические преступления, так и за коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления или преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Если в норме уголовного закона совершение виновным деяния с использованием своего служебного положения предусмотрено в качестве квалифицирующего признака экологического преступления, то ответственность наступает только по статье (часть статьи) УК предусматривающей ответственность за экологические преступления.
Вопрос о субъективной стороне рассматриваемого преступления решается неоднозначно, что связано с отсутствием упоминания о ней в диспозиции ст. 277 УК. К сожалению, о субъективной стороне экологических преступлений ничего не говорится и в выше названном Нормативном постановлении Верховного суда РК.
Для правильного решения вопроса необходимо обратиться к положениям Общей части уголовного закона. Согласно ч.4 ст. 19 УК РК деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Кодекса. Поскольку такое указание закона в ст. 277 УК отсутствует, постольку следует признать возможность нарушения экологических требований только умышленно. При этом умысел косвенный. Например, если виновный осознавал общественную опасность нарушения им экологических требований при эксплуатации промышленного объекта, предвидел возможность наступления в результате этого массовой гибели животных, не желал, но сознательно допускал наступление данного вреда либо относился к нему безразлично.
Деяния виновного лица, предусмотренные комментируемой статьей и совершенные с прямым умыслом, следует квалифицировать по совокупности с преступлениями против личности, собственности и т.д. в зависимости от волевой целенаправленности виновного. На мой взгляд, вполне вероятно совершение этого преступления и в форме неосторожности, например, при нарушении экологических требований во время производства работ лицом, ответственным за соблюдение этих требований, не предвидевшим возможности наступления общественно опасных последствий в силу своей небрежности (пренебрежительного отношения к соблюдению функциональных обязанностей). Однако, как было отмечено выше, отсутствие указания в диспозиции ст. 277 на «неосторожность» не позволяет признать данное преступление с субъективной стороны совершенным по неосторожности.
Преступление, предусмотренное ст. 277, относится к преступлениям небольшой тяжести.

Статья 278. Нарушение экологических требований
при производстве и использовании экологически
потенциально опасных химических, радиоактивных
и биологических веществ

1. Нарушение экологических требований при производстве, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении с экологически потенциально опасными химическими, радиоактивными и биологическими веществами, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животного или растительного мира, а равно совершенное на территории с чрезвычайной экологической ситуацией, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Согласно пункту 9 ст. 5 Закона РК «О национальной безопасности РК» от 26 июня 1998 г. одной из угроз национальной безопасности РК является резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии.
Общественная опасность нарушения экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ заключается в подрыве экологической безопасности РК, создании угрозы экологической безопасности общества, причинении существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, а равно смерти человека, наступление массового заболевания людей.
Объектом рассматриваемого преступления является экологическая безопасность РК. Экологическая безопасность в соответствии со ст. 1 упомянутого выше Закона РК, а также п. 57 ст. 1 Экологического кодекса РК — это состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.
Факультативными объектами могут быть: жизнь и здоровье человека, среда обитания и жизнеспособность животного мира, растительности и др.
В качестве предмета преступления выступают экологически потенциально опасные химические, радиоактивные и биологические вещества.
К химическим веществам относятся токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду и активно воздействующие на организм человека и окружающую природную среду; вредные химические вещества, используемые в сельскохозяйственном производстве (химические средства защиты растений, минеральные удобрения, биостимуляторы).
Радиоактивными веществами являются вещества, содержащие элементы, обладающие способностью превращения в другие элементы, сопровождающегося испусканием ядерных излучений. К радиоактивным веществам относятся природные радиоактивные элементы (уран, плутоний и др.). Радиоактивные вещества могут находиться в любом состоянии (газообразном, жидком или твердом, в упаковке, различных изделиях и т. д.).
Экологические требования при производстве и использовании потенциально опасных химических и биологических веществ, генетически модернизированных продуктов и организмов содержится в главе 40 Экологического кодекса РК.
В ст. 280 и 281 Экологического кодекса, где речь идет об экологических требованиях при производстве и использовании потенциально опасных химических веществ (ст. 280) и об охране окружающей среды от вредного и неконтролируемого биологического воздействия (ст. 281) говорится, что в ходе операции по производству и использованию потенциально опасных химических, биологических веществ, в том числе генетически модернизированных организмов и продуктов, должны обеспечиваться:
1) выполнение установленных нормативов предельно допустимого воздействия на окружающую среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования;
2) выполнению мер по предупреждению вредных последствий их применения для здоровья населения (человека) окружающей среды;
3) использование генетически модернизированных продуктов только в рамках перечня, разрешенного к использованию уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственным органом в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения.
Экологические требования – ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности отрицательно влияющей на окружающую среду и здоровье населения, содержащиеся в Экологическом кодексе, иных нормативных правовых актах и нормативно - технических документах РК.
Объективную сторону преступления образуют нарушения экологических требований при производстве, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении с экологически потенциально опасными химическими, радиоактивными и биологическими веществами, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
Под производством потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ следует понимать такую эксплуатацию промышленных и иных предприятий, в процессе которой появляются (образуются) указанные в диспозиции ст. 278 УК предметы.
Транспортировка предполагает перемещение указанных в ст. 278 веществ, независимо от способа их перевозки и места хранения (посредством трубопроводного, железнодорожного, автомобильного, гужевого, водного, воздушного транспорта).
Под хранением следует понимать любые действия, связанные с удержанием экологически опасных веществ во владении лица (при себе, в производственном помещении, хранилище, тайнике и так далее).
Захоронение заключается в погружении веществ и отходов в воду или грунт и оставление их там.
Использование предполагает применение экологически опасных веществ с нарушением правил, обеспечивающих их безопасность для людей и окружающей среды.
Иным обращением указанных веществ является их приобретение, передача, списание, выбрасывание, разрушение без разрешения компетентных органов и с нарушением общественного порядка.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 278 УК РК, признается оконченным с момента совершения любого из альтернативных действий, указанных в диспозиции статьи, если они по своему характеру представляли угрозу, т. е. содержали в себе реальную возможность причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей его среде.
Под угрозой причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде следует понимать наличие реальной опасности причинения вреда здоровью человека или окружающей среде или возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые могли бы повлечь наступление вредных последствий, если они не были бы вовремя предотвращены принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли виновного (п. 21 Нормативного постановления Верховного суда РК от 18 июня 2004 г. «О применении судами законодательства об ответственности за некоторые экологические преступления»).
Угроза причинения существенного вреда здоровью человека выражается в реальной возможности заболевания опасного для жизни либо соединенного со значительной стойкой утратой трудоспособности или с длительным расстройством здоровья хотя бы одного лица. Причиной возникновения такой угрозы может стать, например, превышение предельно допустимых норм при использовании источников ионизирующего излучения.
Угроза причинения существенного вреда окружающей среде – реальная опасность негативных изменений в состоянии окружающей природной среды, связанных с деятельностью человека: загрязнением, истощением, повреждением, разрушением экологических систем.
Оценка нарушений экологических требований как представляющих угрозу — вопрос факта, устанавливаемый правоприменительными органами на основе всех обстоятельств конкретного дела.
С субъективной стороны преступление, предусмотренной ч. 1 ст. 278 УК РК характеризуется виной в форме умысла, либо сознает, что нарушает экологические требования при производстве, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении с экологически потенциально опасными химическими, радиоактивными и биологическими веществами. Это означает, что незнание того или иного отдельного нормативного акта, что может быть установлено объективно как реальная недоступность этого акта, его отсутствие – еще не устраняет осознание безопасности при транспортировке грузов. В то же время все-таки оценка возможности осознания общественной опасности деяния должна опираться на реальные обстоятельства, в частности учитывать действительную и требующуюся квалификацию лица; субъективный опыт; длительность нахождения вещества или группы веществ в обращении, поскольку может быть и неясен порядок обращения какой-либо группы веществ, которые изготовляются либо возникают в течение непродолжительного времени, а раньше вообще отсутствовали в природе, промышленности.
Волевой момент умысла заключается в сознательном допущении возникновения угрозы или безразличном отношении к этому.
Если отношение виновного к совершенному общественно опасному деянию и наступившим последствиям характеризуется прямым умыслом, то его деяние следует квалифицировать по совокупности комментируемой статьи и соответствующей статьи, предусматривающей уголовную ответственность за посягательство на личность и (или) собственность.
На мой взгляд, в практике не исключено совершение этого преступления по неосторожности. Однако, в силу требования содержащегося в ч.4 ст. 19 УК не позволяет признать данное деяние как совершенное по неосторожности.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое лицо, достигшее 16-ти лет, наделенное соответствующими нормативно- правовыми актами обязанностями за совершение операций с химическими, радиоактивными и биологическим веществами.
Если указанные деяния совершает частное лицо, например, незаконно занимающееся предпринимательством, оно может быть привлечено к уголовной ответственности за конкретные виды экологических преступлений либо за незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 247) и т.д.
Должностные лица, на которые возлагается служебная обязанность по контролю за деятельностью лиц, обеспечивающих производство, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение с экологически потенциально опасными химическими, радиоактивными и биологическими веществами, устранившиеся от выполнения этой обязанности, в случае наступления последствий, указанных в ч.2, 3 ст. 278 УК должны нести уголовную ответственность по ст. 316 УК РК.
В части 2 ст. 278 УК РК установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животного или растительного мира, а равно совершенные на территории с чрезвычайной экологической ситуацией.
Загрязнение окружающей среды (см. комментарий к ст. 277 УК).
Отравление окружающей среды – это более глубокая степень ее загрязнения, приведшая не только к превышению гигиенических и экологических нормативов качества окружающей природной среды, но и к гибели компонентов природной среды (например, животных, растительности и прочего).
Причинение вреда здоровью человека может выразиться в причинении легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью.
Массовая гибель животного или растительного мира — это уничтожение большого количества их разнообразных видов.
Чрезвычайная экологическая ситуация — экологическая обстановка, возникшая на участке территории где в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
В ч. 3 ст. 278 УК предусмотрены особо квалифицирующие признаки к составам, содержащимся в двух первых частях. Уголовная ответственность ужесточается, если деяния повлекли по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека. Следовательно, по отношению к данным последствиям вина субъекта может выражаться только в неосторожности. При этом массовым следует считать заболевание большого количества лиц.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 278, относятся к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 278, относится к преступлениям средней тяжести.

Статья 279. Нарушение правил безопасности при обращении с
микробиологическими или другими биологическими
агентами или токсинами

1. Нарушение экологических требований при складировании, уничтожении или захоронении микробиологических или других биологических агентов или токсинов или незаконный их ввоз в Республику Казахстан для переработки, хранения или захоронения, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животного или растительного мира, а равно совершенное на территории с чрезвычайной экологической ситуацией, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Объектом рассматриваемого преступления является экологическая безопасность, под которой в соответствии со ст. 1 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. понимается состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.
В качестве предмета преступления выступает микробиологические и другие биологические агенты, а также биологические токсины.
Под микробиологическими агентами следует понимать микроорганизмы (микробы) – мельчайшие, преимущественно одноклеточные, организмы, видимые только в микроскоп: бактерии, микроскопические грибы и водоросли, а также вирусы, характеризующиеся огромным разнообразием видов, способные существовать в различных условиях, используемые в пищевой и других отраслях промышленности. По степени риска работы с ними микроорганизмы делятся на непатогенные; условно патогенные: патогенные; по потенциально способные к передаче инфекции, патогенные – возбудители особо опасных инфекций. Две последние категории микроорганизмов относятся к категории токсинов.
Другие биологические агенты, к микроорганизмам не относящиеся, это преимущественно многоклеточные организмы биологической природы (например, животные, используемые в научных исследованиях диагностического и экспериментального характера, - мыши, крысы, собаки и т.п.).
Токсины представляют собой соединения бактериального, растительного или животного характера, способные при попадании в организм животных, растений или человека вызывать их заболевание или гибель.
К микробиологическим токсинам относят патогенные микроорганизмы, вызывающие болезни растений, животных и человека.
Следует заметить, что правильное определение предмета рассматриваемого преступления имеет важное значение для правильной квалификации преступления, так как нарушение экологических требований при обращении с химическими, радиоактивными и биологическими веществами, являются предметом ст. 278 УК. Неспециалисту будет сложно разграничить, скажем, радиоактивные вещества, указанные в ст. 278 УК от микробиологических либо других биологических агентов или токсинов; равно как в принципе отличить биологические агенты или токсины от химических веществ. Законодатель в ст. 278 УК употребляет понятие веществ; в ст. 279 УК говорится об агентах или токсинах. Это различие позволяет предположить, что в ст. 279 УК имеются в виду субстанции (вещества) более активного характера.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется нарушением экологических требований при складировании, уничтожении или захоронении отмеченных выше предметов или незаконный их ввоз в РК для переработки, хранения или захоронения, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
Экологическим кодексом от 9 января 2007 г. предписан ряд экологических требований, которые необходимо выполнять при обращении с отходами производства и потребления, в частности, складирование, уничтожение и захоронение.
Ввоз для переработки, захоронения или хранения, указанных в диспозиции предметов в Республику Казахстан может осуществляться только по специальному разрешению Правительства РК. Запрещается импорт продукции, не имеющей технологии для ее обезвреживания или утилизации после использования.
Уголовная ответственность за нарушение указанных требований по ч. 1 ст. 279 наступает при условии создания угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, а при наступлении определенных последствий, указанных в законе, ответственность наступает по ч. ч. 2 или 3 этой статьи.
Квалифицирующие признаки, предусмотренные в данной статье, идентичны признакам, предусмотренным в ст. 278 УК (смотрите комментарий к ст. 278 УК).
Субъективная сторона состава преступления характеризуется косвенным умыслом, а применительно к последствиям преступления в виде массового заболевания людей или смерти человека – в наличии двойной формы вины.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста, наделенное специальными нормативно- правовыми актами правом обращения с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 279, относятся к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 279, относится к преступлениям средней тяжести.

Статья 280. Нарушение ветеринарных правил и правил,
установленных для борьбы с болезнями и
вредителями растений

1. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы о ветеринарии, является Закон РК «О ветеринарии» от 10 июля 2002 г. Он регулирует отношения в области ветеринарии в целях предупреждения и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая домашних, зоопарковых и других, а также пушных зверей, птиц, рыб и пчел; выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства; охраны территории Казахстана от ввоза заразных болезней животных из других государств, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Общественная опасность нарушения ветеринарных правил или правил, установленных для борьбы с болезнями и (или) вредителями растений заключается в подрыве экологической безопасности РК, распространении эпизоотий, наступлении иных тяжких последствий.
Объектом рассматриваемого преступления является урегулированная правилами ветеринарии и (или) борьбы с болезнями и вредителями растений, экологическая безопасность общества. Факультативными объектами могут быть: жизнь и здоровье животных, здоровье людей, жизнеспособность и экологическое равновесие иных экосистем.
С объективной стороны преступление заключается в нарушении ветеринарных правил, которое повлекло распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия. Согласно Закону РК «О ветеринарии» от 10 июля 2002 г. ветеринарные правила это – нормативный правовой акт, определяющий порядок проведения ветеринарных мероприятий на основе ветеринарных нормативов, утверждаемый уполномоченным государственным органом в области ветеринарии, являющийся обязательным для исполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области ветеринарии. Нарушение ветеринарных правил может быть совершено путем действия (например, путем продажи больного скота или ввоза больных животных в Казахстан, выгона больных животных в общее стадо и так далее) и путем бездействия (путем отказа от проведения обязательных профилактических мероприятий, несвоевременного или неполного проведения мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных и так далее).
Для наличия состава этого преступления необходимо, чтобы в результате нарушения ветеринарных правил наступили последствия, указанные в диспозиции ч. 1 ст. 280 УК: распространение эпизоотий и иные тяжкие последствия. Эпизоотия согласно указанному закону «О ветеринарии» - массовое распространение особо опасных и других инфекционных болезней животных на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Особо опасные болезни животных – болезни животных, сопровождающиеся быстрым или широким распространением, высокой заболеваемостью или летальностью животных, большим социально – экономическим ущербом, включая болезни, общие для животных и человека, определяемые уполномоченным государственным органом. Иные тяжкие последствия могут заключаться в причинении значительных убытков предприятиям, другим субъектам предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства в результате падежа скота или птицы, снижения роста поголовья скота. При заболевании хотя бы одного человека тяжким инфекционным заболеванием при нарушении ветеринарных правил деяние квалифицируется по данной норме и по соответствующей статье против здоровья, в зависимости от тяжести заболевания.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме косвенного умысла.
Часть 2 ст. 280 УК РК предусматривает ответственность за нарушение правил по борьбе с болезнями и вредителями растений.
Общественная опасность этого преступления заключается в том, что в результате несоблюдения правил, направленных на борьбу с различными заболеваниями и вредителями растений, может быть причинен значительный вред лесному и сельскому хозяйству.
Основным нормативным актом, регулирующим вопросы борьбы с болезнями и вредителями растений, является Закон РК «О защите растений» от 3 июля 2002 года. Согласно п.1 ст. 1 указанного закона: вредные организмы – вредители, сорняки, болезни растений, отрицательно, действующие на почву, растительность и сельскохозяйственную продукцию.
Защита растений - сфера деятельности, направленная на разработку и практическое применение методов фитосанитарного мониторинга, фитосанитарных мероприятий с целью предотвращения потерь растениеводческой продукции от вредных и особо опасных вредных организмов (п.4 ст. 1 Закона).
Особо опасные вредные организмы – вредители и болезни растений. способные к периодическому массовому размножению и распространению, причиняющие экономический, экологический ущерб и внесенные в перечень особо опасных вредных организмов, утверждаемый Правительством РК.
Правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений, — это правила по проведению агротехнических, химических, механических и биологических мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение распространения и ликвидацию болезней и на уничтожение вредителей.
Болезни растений предполагают отклонения от их нормального физиологического состояния и развития, характеризующиеся нарушением основных функций всего растения или отдельных его частей. Вредителями растений являются животные и насекомые, уничтожающие или портящие их (азиатская саранча, колорадский жук и другие).
С объективной стороны нарушение указанных в диспозиции правил выражается как в совершении действий, запрещенных правилами, так и в бездействии (например, в непроведении мероприятий по уничтожению обнаруженных вредителей растений и так далее).
Обязательным условием уголовной ответственности является наступление указанных в диспозиции тяжких последствий, к которым относится массовое распространение вредителей и болезней, повлекшее за собой вырубку большого количества фруктовых деревьев, ягодных кустарников, плантаций виноградника, гибель посевов или снижение урожайности на значительных площадях, отравление и гибель скота и так далее.
В Нормативном постановлении Верховного суда РК от 18 июня 2004 г. «О применении судами законодательства об ответственности за некоторые экологические преступления» говорится, что под иными тяжкими последствиями следует понимать существенные изменения окружающей среды, ухудшение состояния или уничтожение природных объектов, восстановление которых требует длительного времени либо значительных материальных затрат, а также возникновение ситуации, препятствующей использованию природных ресурсов.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме косвенного умысла.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 280, относятся к преступлениям небольшой тяжести.

Статья 281. Загрязнение, засорение и истощение вод

1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, ледников, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, —
наказываются штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животного или растительного мира, а равно совершенные на особо охраняемых природных территориях либо на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Общественная опасность загрязнения, засорения и истощения вод определяется важностью данного компонента природной среды для жизнедеятельности человека. Загрязнение вод способно причинить и причиняет существенный вред водным ресурсам, животному и растительному миру, здоровью людей, экономике государства. Как было отмечено в Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в настоящее время плохая экологическая обстановка является причиной 20 % смертей, а в некоторых регионах ситуация еще хуже. Треть граждан Республики Казахстан использует некачественную питьевую воду.
Объектом преступления является экологическая безопасность, обеспечиваемая рациональным использованием и охраной водной среды от загрязнения, засорения, истощения, иной порчи, а также водная среда. Факультативными объектами могут быть: экологическое равновесие и жизнеспособность животного и растительного мира, рыбных запасов, а также лесное и сельское хозяйство как природные блага и общественное достояние, здоровье человека. В особо квалифицированном составе преступления жизнь человека является дополнительным объектом посягательства.
На основании ст. 4 Водного кодекса РК от 9 июля 2003 г. водный фонд включает в себя совокупность всех водных объектов в пределах территории РК, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр. К водным объектам РК относятся сосредоточения вод в рельефах поверхности суши и недрах земли, имеющие границы, объем и водный режим. Ими являются: моря, реки, приравненные к ним каналы, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты, части недр, содержащие подземные воды (ст. 5 Водного кодекса). Водные ресурсы РК представляют собой запасы поверхностных и подземных вод, сосредоточенных в водных объектах, которые используются или могут быть использованы (ст. 6 Водного кодекса).
Охрана водных объектов – деятельность, направленная на сохранение, восстановление и воспроизводство водных объектов, а также недопущение вредного воздействия вод (п. 41 ст. 1 Водного кодекса). Водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты, морские воды РК; трансграничные воды.
Поверхностные водные объекты подразделяются на:
водоемы – реки и приравненные к ним каналы, озера, водохранилища, пруды и другие внутренние водоемы, территориальные воды;
ледники, болота.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод (ст. 12 Водного кодекса).
К подземным водным объектам относятся:
1) водоносные зоны, горизонты и комплексы горных пород;
2) бассейн подземных рек;
3) месторождения и участки подземных вод;
4) естественный выход подземных вод на суше или под водой;
5) обводненные участки.
К морским водам РК, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными РК, относятся воды Каспийского и Аральского морей в пределах государственной границы РК. Береговая линия морских вод РК устанавливается в порядке, определяемом Правительством РК (ст.14 Водного кодекса).
Трансграничными водами являются поверхностные и подземные водные объекты, которые обозначают и (или) пересекают государственную границу.
Объективную сторону преступления образуют: а) загрязнение; б) засорение; в) истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения; г) иное изменение их природных свойств.
Согласно ст. 113 Водного кодекса загрязнением водных объектов признается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или загрязняющих веществ, ухудшающих качественное состояние и затрудняющих использование водных объектов. Орана водных объектов осуществляется от всех видов загрязнения (загрязнение через поверхность земли и воздух).
В целях охраны водных объектов от загрязнения запрещается:
1) применение ядохимикатов, удобрений на водосборной площади водных объектов. Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия на водосборной площади и зоне санитарной охраны водных объектов проводятся по согласованию с уполномоченным органом в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
2) сброс и захоронение радиоактивных и токсичных веществ в водные объекты;
3) сброс в водные объекты сточных вод промышленных, пищевых объектов, не имеющих сооружений очистки и не обеспечивающих в соответствии с нормативами эффективной очистки;
4) проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерные и иные виды технологий, сопровождающиеся выделением радиоактивных и токсичных веществ;
5) применение техники и технологии на водных объектах и водохозяйственных сооружениях, представляющих угрозу здоровью населения и окружающей среде.
Под засорением водных объектов следует понимать попадание в них твердых производственных, бытовых и других отходов, а также взвешенных частиц в результате чего ухудшается гидрологическое состояние водного объекта и затрудняется водопользование (ч. 1 ст. 11 Водного кодекса).
Сброс в водные объекты и захоронение в них твердых, производственных, бытовых и других отходов запрещается (ч. 2 ст. 114 Водного кодекса).
Не допускается засорение водосборных площадей водных объектов, ледяного покрова водных объектов, ледников твердыми, производственными, бытовыми и другими отходами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных водных объектов (ч. 3 ст. 114 Водного кодекса).
Истощенностью водных объектов признается уменьшение минимально допустимого уровня сток запасов поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод (ч. 1 ст. 110 Водного кодекса).
В целях предотвращения истощенности водных объектов физические и юридические лица, пользующиеся водными объектами, обязаны:
1) не допускать сверхлимитного безвозвратного изъятия воды из водных объектов;
2) не допускать на территории водоохранных зон и полос распашки земель, купки и санитарной обработки скота, возведения построек и ведения других видов хозяйственной деятельности, приводящих к истощению водных объектов;
3) проводить водоохранные мероприятия (ч. 2 ст. 115 Водного кодекса).
Водоохранные мероприятия, направленные на предотвращение водных объектов от истощения, проводимые физическими и юридическими лицами, предварительно согласовываются с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, центральным исполнительным органом РК в области охраны окружающей среды и уполномоченным органом по использованию и охране недр (ч. 3 ст. 115 Водного кодекса).
Под иным изменением природных свойств поверхностных, подземных водных объектов и источников питьевого водоснабжения понимается существенное изменение первоначального химического, физического или биологического состава. Например, существенное изменение теплового режима воды вследствие деятельности тепловых электростанций угрожает размножению многих видов рыб и тому подобному.
Совершение любого из названных действий влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 281 УК РК в том случае, если они повлекли причинение существенного вреда животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.
Под существенным вредом животному миру следует понимать возникновение болезней и гибель водных и иных животных. Существенный вред характеризуется, кроме того, экологической ценностью утраченного природного объекта, уничтоженных животных, изменением их генетического фонда.
Существенный вред растительному миру означает гибель, мутацию, болезнь или повреждение (до степени прекращения роста) значительного количества растительных организмов, территории их произрастания, например в связи с усыханием древесно-кустарниковой растительности по берегам водоема, изменение генетического фонда растений.
Существенный вред рыбным запасам представляет собой их уничтожение, а также уничтожение мест нереста и нагула, заболевания и гибель рыб, в том числе массовое изменение их генетического фонда.
Существенный вред лесному хозяйству может выражаться в уничтожении лесов на какой - либо территории, в их заболевании, в том числе в высыхании леса, вынужденная массовая миграция диких животных и птиц и т.д.
Под существенным вредом сельскому хозяйству понимается изменение деградации земель, вывод их из сельскохозяйственного оборота, уничтожение, в числе подтопление и затопление, или заражение сельскохозяйственных посевов или насаждений, гибель или заболевание сельскохозяйственных животных и т.д.
Обязательным признаком объективной стороны состава рассматриваемого преступления является причинная связь между загрязнением, засорением и истощением вод и вредными последствиями.
Субъективная сторона преступления выражается в форме косвенного умысла, когда лицо осознает общественную опасность совершаемого им деяния как нарушающего установленный уголовным и экологическим законодательством запрет на загрязнение, засорение водных объектов или запреты на превышение объемов или качественный состав сбрасываемых в воды веществ и отходов, материалов и т.п., допускает наступление указанных последствий либо относится к их наступлению безразлично. Квалифицированные составы по ч.3 ст. 281 УК характеризуются двойной формой вины, поскольку по отношению к последствию в виде наступления смерти человека предусмотрена неосторожность.
Субъектом преступления может быть как должностное, так и частное лицо, достигшее 16-летнего возраста, загрязняющее водные объекты.
В части 2 ст. 281 УК РК установлена ответственность за загрязнение вод, повлекшее причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животного или растительного мира, а равно совершенное на особо охраняемых природных территориях либо территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
Под причинением вреда здоровью понимается причинение легкого вреда здоровью независимо от того, повлекло ли оно утрату трудоспособности, либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.
Под массовой гибелью животных понимается уничтожение большого количества (стаи, стада, и т.п.) диких зверей, птиц, рыб, других водных животных, находящихся в состоянии естественной свободы.
В соответствии с п.2 ст. 61 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 г. особо охраняемая территория - участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними, природными комплексами и объектами государственного природно–заповедного фонда для которых установлен режим особой охраны (ч.1 ст. 9 Экологического кодекса).
Охрана особо охраняемых природных территорий – комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для выявления и пресечения нарушений законодательства РК в области особо охраняемых природных территорий, предупреждения, обнаружения и ликвидации пожаров (п. 4 ст. 1 Закона и ч.1 ст. 9Экологического кодекса).
Государственный природно–заповедный фонд – совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную, историко – культурную и рекреационную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации (п. 9 ст. 1 Закона и ч.1 ст. 8 Экологического кодекса).
Объекты государственного природно–заповедного фонда – геологические, гидрогеологические, гидрологические, зоологические, ботанические и ландшафтные объекты и их комплексы, отдельные виды (популяции) животных и растений (в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, занесенные в Красную книгу РК), имеющие особо экологическое, научное, историко–культурное и рекреационное значение (п. 10 ст. 1 Закона).
Особо охраняемые природные территории в зависимости от значимости объектов государственного природно–заповедного фогда относятся к категории республиканского или местного значения.
В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий республиканского значения:
государственные природные заповедники;
государственные национальные природные парки;
государственные природные резерваты;
государственные зоологические парки;
государственные ботанические сады;
государственные дендрологические парки;
государственные памятники природы;
государственные природные заказники;
государственные заповедные зоны (ст. 14 Закона РК (Об особо охраняемых природных территориях»).
В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий местного значения:
государственные региональные природные парки;
государственные зоологические парки;
государственные ботанические сады;
государственные дендрологические парки;
государственные памятники природы;
государственные природные заказники;
Законодательными актами РК могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий.
Отнесение особо охраняемых природных территорий к категории республиканского значения производится Правительством РК по представлению уполномоченного органа, к категории местного значения – областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом.
Перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера.
Согласно ч.1 ст. 173 Экологического кодекса РК от 9 января 2007 г. под чрезвычайной экологической ситуацией понимается экологическая обстановка, возникшая на участке территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности или естественных природных процессов происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
При чрезвычайной экологической ситуации на отдельных территориях РК могут быть запрещены или ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования, проводятся оперативные мероприятия по восстановлению (воспроизводству) природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, социальной защите населения в порядке, предусмотренном законодательством.
В целях изучения территории, на которой предполагается чрезвычайная экологическая ситуация или экологическое бедствие, создается комиссия.
Материалы обследования территорий с заключением уполномоченных государственных органов в области здравоохранения, науки и научно- технической деятельности и образования передаются в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды для проведения государственной экологической экспертизы.
На основании положительных заключений государственной экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, а также заключений уполномоченных государственных органов в области здравоохранения, науки и научно- технической деятельности и образования территория объявляется:
зоной чрезвычайно экологической ситуации – постановлением Правительства РК;
зоной экологического бедствия – законом РК (ст. 174 Экологического кодекса).
Часть 3 ст. 281 УК РК предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2, повлекшие по неосторожности смерть человека.
В силу прямого указания закона отношение лица к смерти как последствию деяния, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 281 УК РК, может быть только в форме неосторожной вины.
Деяния, повлекшие загрязнение морских вод, надлежит квалифицировать по ст. 283 УК РК.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 281, относятся к преступлениям небольшой тяжести.

Статья 282. Загрязнение атмосферы

1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это деяние повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, —
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. То же деяние, повлекшее причинение вреда здоровью человека, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Общим понятием «загрязнение атмосферы» охватываются два самостоятельных состава преступления: нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ и нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов.
Объединение их в одной статье объясняется тем, что в результате их совершения страдает один объект и наступают одинаковые последствия – загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.
Общественная опасность загрязнения атмосферы заключается в подрыве экологической безопасности РК, загрязнении или ином изменении природных свойств воздуха, причинении вреда здоровью человека, вплоть до лишения его жизни.
Объектом рассматриваемого преступления является экологическая безопасность общества, урегулированная правилами выброса в атмосферу загрязняющих веществ и правилами эксплуатации соответствующих установок, сооружений и иных объектов, обеспечивающими охрану, рациональное использование окружающей природной среды.
Дополнительными объектами являются здоровье (ч.2) и жизнь (ч.3).
Предметом преступления является только атмосферный воздух.
Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это деяние повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.
Загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха может быть вызвано:
- выбросом загрязняющих веществ в атмосферу;
- превышением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или вредных физических воздействий на него;
- нарушением правил эксплуатации, а также неиспользованием установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу;
- введением в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха и др.
Загрязнение воздуха – это внесение или возникновение в нем новых, как правило, не характерных для него физических, химических, биологических и других агентов, выводящих систему среды за рамки естественного фона. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ (ПДВ), загрязняющих атмосферный воздух, устанавливается с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнений согласно действующим нормативам предельно допустимых концентрации вредных веществ (ПДК) в окружающей среде. ПДК, в свою очередь, рассчитывается исходя из количества вредных веществ, которые при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и на качество окружающей среды.
Иное изменение природных свойств воздуха – это ухудшение баланса качественно- количественных показателей атмосферы, ее истощение, например, вследствие теплового или иного физического воздействия, превышающего допустимые нормативы.
Преступление считается оконченным с момента загрязнения воздуха или иного изменения его природных свойств.
Субъективная сторона преступления, предусмотренных ч.1 и 2 настоящей статьи, выражается в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для здоровья человека или состояния атмосферного воздуха последствий и сознательно допускает их наступление или относится к этому безразлично. В преступлении предусмотренном ч.3 этой статьи к наступлению смерти вина выражается в неосторожности.
Если вина лица в отношении преступных последствий, указанных в ч.3 ст. 282 УК, выражается в форме прямого умысла, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений ч.1 ст. 282 и соответствующей статьей главы «Преступления против личности».
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно- правовыми актами возложены обязанности по соблюдению порядка и контролю за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Часть 2 ст. 282 предусматривает ответственность за те же деяния, если они повлекли причинение вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 281 УК РК).
Если нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ повлекло за собой по неосторожности смерть человека, ответственность наступает по ч. 3 ст. 282 УК РК.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 282, относятся к преступлениям небольшой тяжести.

Статья 283. Загрязнение морской среды

1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: