Формирование промышленных регионов

Первую систематическую теорию локализации промышленности разработал Альфред Вебер (1909). Он выделил три фактора, определяющие локализацию промышленных предприятий. Это транспортный фактор, фактор трудовых ресурсов и фактор агломерации.

Согласно Веберу, пунктом в пространстве, обеспечивающим наиболее выгодную локализацию, является пункт минимальных транспортных издержек. Вебер считал транспортный фактор основным, а фактору трудовых ресурсов и фактору агломерации он приписывает только функцию модификации размещения, определяемого минимальными транспортными издержками.

Пункт минимальных транспортных издержек находится обычно в сырьевых районах или в центрах сбыта, и только как исключение - в промежуточных местах. Промышленность обнаруживает ориентацию на сырье, если в процессе переработки сырье теряет значительную часть своего веса или если единичный расход на его перевозку выше расхода на перевозку готового изделия. Примером может служить сахарная промышленность. К принятию рыночной ориентации склоняет рост веса конечного продукта по отношению к весу перевезенного сырья, а также более высокие расходы на перевозку готовой продукции в сравнении с расходами на перевозку сырья. Примером может служить хлебопекарная промышленность. Промежуточные пункты выгодны для локализации промышленности, когда они являются местами перегрузки или транспортными узлами, а перерабатывающее предприятие обеспечено из многих источников сырья и продает свою продукцию на многих рынках.

Общие транспортные расходы самые низкие в сырьевом районе, если кривая расходов на доставку сырья более крутая, чем кривая расходов на доставку готовой продукции на рынок, и наоборот - минимальные транспортные расходы центр сбыта имеет тогда, когда кривая расходов на дистрибуцию имеет очень крутую форму (рис. 3.6).

Существует несколько методов нахождения пункта минимальных транспортных расходов. Один из них - метод изодапан. По Веберу, изодапаны являются линиями одинаковых общих транспортных расходов на единицу продукции, т. е. линиями, соединяющими пункты, для которых стоимость определенных комбинаций перевозок груза одинакова. Пункт минимальных транспортных расходов окружает наиболее близкая к этому пункту изодапана самого высшего ряда (рис. 3.7), т.е. изодапана с самым низшим порядковым номером11.

В настоящее время при выборе самого дешевого варианта применяется метод линейного программирования.

Вебер отдавал себе отчет в упрощенности своей теории. Это была неизбежная плата за стремление к большей обобщенности, поскольку теория Вебера, как любая другая, является компромиссом между абстрактной обобщенностью и возможностью применения в действительности. Относительно широкое применение она может иметь в таких отраслях тяжелой промышленности, как металлургия, основная химия, цементная, деревообрабатывающая, нефтеперабатывающая промышленность. Они расходуют огромные массы сырья, а транспортные издержки составляют значительную часть стоимости их конечной продукции.

_________________________________

11 Читателя, заинтересовавшегося методом вычерчивания изодапан, отсылаем к работе А. Лёша (А. Леш,1961, разд.4, §1). В русском переводе - «Пространственная организация хозяйства (М.: Наука, 2007)» - Прим ред.

Критики обращали внимание на односторонность теории Вебера. Он сконцентрировал внимание на географических различиях в стоимости производства, снабжения и сбыта продуктов, при этом он не учитывал значения для размещения спроса и его пространственной изменчивости. Он не рассматривал также размещение многопрофильных предприятий и промышленных организаций, включающих большее количество отраслей.

Теория размещения, основанная на предпосылке, что ищется место для одного предприятия, создающего одну ценность, мало соотносится с действительностью. На картах промышленности стран; континентов и земного шара доминируют неравномерно расположенные промышленные регионы. Один взгляд на формирование промышленных регионов дает понятие обратных связей, а также межотраслевых связей (Ви1ег, 1980, разд. 11). Обратная связь положительного характера основана на взаимодействии взаимно усиливающихся факторов, которые стимулируют рост промышленности. Когда будет дан первый импульс, который запустит процесс развития промышленности на какой-либо территории, что может быть делом случая или результатом исторических процессов, взаимно влияющие друг на друга факторы создадут выгоды, стимулирующие развитие по спирали, стремящейся вверх.

Импульсом к развитию первого крупного промышленного региона в Европе было применение паровой машины. Ее использованию благоприятствовала доступность богатых месторождений угля и железных руд. Так было в регионах, в которых преобладало сельское хозяйство, но которые имели доступ к морю, а благодаря морю - к международной торговле. С течением времени в этих регионах повышался уровень благосостояния, далее росла плотность населения сельскохозяйственных территорий, быстро развивались города; растущие доходы населения создали рынок сбыта потребительских товаров. В свою очередь, воздействие рынка сбыта на промышленность благоприятствовало его дальнейшему росту. Росла производительность труда в промышленности в связи с расширением применения машин и электрической энергии. Эффективная промышленность финансировала исследования и новые технологии, увеличивая свою производительность. Одновременно росли размеры промышленных предприятий, а в результате - выгоды крупного масштаба.

Росло также количество промышленных предприятий. Однако новые предприятия возникали не в случайных местах. Учитывая известные выгоды соседства и сотрудничества, т. е. выгоды агломерации и урбанизации, они были локализованы в местах, где уже существуют другие предприятия. В XIX веке почти повсеместно возникали промышленные агломерации, в состав которых входили предприятия, производящие чугун и сталь, предприятия, перерабатывающие металлы, машиностроительные предприятия и предприятия, производящие средства транспорта (особенно железнодорожного). Большая концентрация этих отраслей промышленности создалась вокруг Великих Озер на территории США и Канады и известная под названием Промышленный пояс. В США эта Зона распространялась от Бостона и Вашингтона на востоке до Миннеаполис-Сент-Пол и Канзас-Сити на западе. Она по-прежнему занимает доминирующую позицию в американской экономике, но ее относительное значение уменьшается. В последние десятилетия в ускоренном темпе развивалась промышленность в штатах, расположенных у Мексиканского залива (Техас и Луизиана). Ее рост был стимулирован межотраслевыми связями и влияниями. Нефтеперерабатывающие заводы, появляющиеся на прибрежных территориях, перегоняли нефть из вновь открытых месторождений. При этом производился газ в качестве побочного продукта, который поставляли предприятиям, производящим синтетический каучук, и другим предприятиям, потребляющим газ и расположенным в том же регионе. Как нефтеперерабатывающим заводам, так и предприятиям по производству искусственного каучука требуется серная кислота. Стали эксплуатироваться местные месторождения серы. Добываемое сырье перерабатывалось на химических заводах. Вокруг стали развиваться отрасли промышленности, использующие расширяющийся емкий рынок сбыта, а также возможности снабжения сырьем и материалами.

Механизм обратных связей и межотраслевых связей стимулировал развитие промышленности также и на побережье Тихого океана, в штатах Калифорния и Вашингтон, где возникли округа современной промышленности: авиационной, космической, электронной, а также информационной.

Процедура выбора локализации различна в разных отраслях промышленности, она различается также в зависимости от масштаба предприятий. Малые предприятия, действующие в условиях рыночного хозяйства, используют обычно неформальные процедуры, опирающиеся на личные познания владельцев относительно возможностей их размещения. Хотя эта процедура не формализована, она не произвольна. Она требует от предпринимателей знаний в области рынка сбыта, рынка труда и снабжения сырьем, материалами и оборудованием. Многие малые и средние предприятия игнорируют возможности размещения за пределами собственного региона. Они опираются на оценку локализационных выгод в знакомом для них окружении. Есть много примеров тому, что большинство малых и средних предприятий возникает в регионах, в которых живут предприниматели. Местные и региональные власти используют разные послабления, чтобы привлечь эти предприятия.

При этом многоотраслевые предприятия, связанные с национальным и международным рынком, имеют структуру выгод, чувствительную к локализации инфраструктуры и производства, поэтому углубленные исследования размещения поручаются аналитикам со специальной подготовкой. Примером могут служить крупные мясокомбинаты.

Факторы, влияющие на создание промышленных регионов, для облегчения рассматриваются отдельно. Однако они действуют совместно и взаимосвязанно. Кроме того, значение отдельных факторов изменяется во времени и пространстве. Локализация промышленных предприятий в Промышленном поясе в большой степени объясняется принципом минимизации транспортных расходов. Однако, например, в отношении многих современных отраслей промышленности в Швеции объяснительная сила этого принципа ничтожна. В Польше до тех пор, пока для выплавки чугуна использовался древесный уголь, черная металлургия и металлообрабатывающая промышленность были сосредоточены в Свентокшишских лесах, где одновременно имелась железная руда. Когда изменилась технология выплавки и для производства начали ис пользовать каменный уголь, металлургия и металлообрабатывающая промышленность начали перемещаться в Верхнюю Силезию.

Действие факторов размещения может проявиться по-разному в разных странах и регионах в зависимости от существующих там политических систем и типов культуры. Например, индейское население в Западной Гватемале избегает городской жизни и западной культуры, предпочитая этому покой своих изолированных деревень. Даже в высокоразвитых европейских странах, таких как Бельгия, Швейцария и Ирландия, культурные и религиозные различия оказывают влияние на хозяйственный ландшафт.

На ситуацию промышленных регионов в масштабе одной страны сильно влияет политика государства. Инструментами косвенного воздействия государства являются кредиты, налоги, пошлины, транспортные тарифы, размещение высших учебных заведений, регулирование относительно охраны естественной среды. Государство может также непосредственно формировать промышленные регионы, особенно когда оно выступает в роли собственника средств производства и организатора производства. Известен пример перемещения промышленных предприятий в СССР во время Второй мировой войны из западных районов страны на Урал и далее в Сибирь. В США на размещение предприятий оборонной промышленности, особенно тех, которые могли относительно свободно выбирать свое местоположение, большое влияние оказывали группы политического давления. В период Второй мировой войны под давлением сильных групп конгрессменов новые инвестиции в авиационную промышленность были локализованы в таких местах, как Уичито (Канзас), Мариетта (Джорджия), Форт-Уэрт (Техас) и многих других. Размещение судоверфей часто было продиктовано политическими соображениями12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: