Чем старше становится область психотерапии и консультирования, тем очевиднее, что профессиональная компетентность здесь требует чего-то большего, нежели знание соответствующих приемов. Консультант может быть чрезвычайно искусным, но лишенным широкого кругозора и той отточенности профессионального мастерства, которые приобретаются благодаря глубоким фундаментальным знаниям. В данной книге мы постараемся позаботиться об этих жизненно важных составляющих профессионального образования. Помимо описания фундаментальных методов психотерапии и консультирования, в этот труд вошли важнейшие исторические данные, теория личности и описание ситуаций, встречающихся в практике психотерапии и консультирования в самой разной обстановке: в школах, колледжах, организациях, церквях, клиниках и на предприятиях.
В данной главе рассматривается происхождение таких отраслей психологии, как психотерапия и психологическое консультирование, их нынешний статус и тенденции, а также ряд актуальных профессиональных проблем.
|
|
Поскольку задачей психотерапевтов и консультантов является содействие личностным изменениям у клиентов, глава 2 состоит из вводного обсуждения теории, изложения различных подходов и краткого описания взглядов на природу и функции личности. Принципиальные представления о развитии личности с акцентами на специфических проблемах каждой стадии — от младенчества до старости — обсуждаются в главе 3, тогда как обзор внутреннего содержания процессов психотерапии и консультаций помещен в главе 4.
Назначением части I является ознакомление читателя с проблемами профессиональной практики и подготовка его к обсуждению методологии в частях II и III с помощью обзора теорий личности и концепций развития человеческой личности.
В части II психотерапия и консультации рассматриваются под углом зрения «Как это делается». В главе 5, посвященной подготовке клиента к консультациям, изложены важные моменты методологического характера. Главы 6-8 посвящены природе взаимоотношений при консультировании- их установлению и поддержанию. Уделяется внимание факторам, создающим проблемы для консультанта. В главе 9-11 описываются и иллюстрируются важные методы интерпретации, оценки, предоставления информации и групповой терапии. В основе части II лежит идея о том, что психотерапевтические установки и методы усваиваются при научении, а не проявляются как природный дар. Поэтому эффективные методы консультирования можно усвоить благодаря сознательному изучению, усердной практике и самокритичной проверке.
Предполагается, что читатель, в какой бы профессиональной обстановке он ни работал, сможет выбрать из приводимых далее методов то, которые лучше всего соответствуют его специализации и институациональному статусу.
|
|
В части III описываются рассмотренные ранее методы в сфере психологических проблем, связанных с браком, семейной жизнью, философией и религей, умственной деятельностью, образовательной и профессиональной ориентацией, дисциплиной и трудовыми отношениями. Назначение этой части- дать описание некоторых проблем, свойственных каждой из перечисленных областей, специфик этих областей и необходимых для них адаптаций общей теории и методологии. Дополнительная цель- ознакомить студентов с разнообразными приложениями практической психологии в сфере глубинных человеческих проблем.
В книгу включены материалы, не содержащие сведений по методологии, а представляюие теоретические знания, необходимые в профессиональном образовании психотерапевта или консультанта. Конечно, этот материал не включает в себя все, что должен знать компетентный специалист в данной области, но мы надеемся, что готовящимся к профессиональной деятельности студентам и уже работающим профессионалам наша книга поможет более точно определить, какие знания нужны в искусстве психологической помощи.