Клиническая психология в значительной мере сформировалась на основе программ тестирования умственных способностей в период с 1912 по 1930-й год. Клиническая психология и консультативная психология имеют много общего, поскольку обе изучают предысторию личности, используют сходные инструменты оценивания и психотерапевтические опросные методы. Имеются, тем не менее, важные исторические и функциональные различия. Густад [132], после скрупулезного изучения отличий консультативной психологии от клинической, пришел к выводу, что обе они относятся, в сущности, к одной и той же области профессиональной деятельности, но имеют разные акценты. Аналогичное по сути заключение высказывает и Уотсон:
«Характерная окружающая обстановка обучения и тот факт, что консультирующий психолог работает, главным образом, со здоровыми людьми, вероятно, и выступают в качестве основных демаркационных линий, а отнюдь не уровень подготовки или объем обязанностей... Консультирующие и клинические психологи отнюдь не участвуют в борьбе двух противостоящих лагерей, а напротив, всерьез и без лишнего пафоса стараются выработать для своих внутрипрофессиональных проблем обоюдно удовлетворительное решение» [314, р. 9—10].
Умение клинического психолога участвовать в постановке диагноза психически больным пациентам и, соответственно, его уникальная роль в штате клиники или больницы — это еще одно существенное отличие. Как указал Супер [298], консультации больше сосредоточены на «психогигиене», а не на психопатологии поведения. Психогигиена — это изучение проблем у здоровых людей и предотвращение у них серьезных эмоциональных затруднений. С другой стороны, клинические психологи зачастую работают влечебницах и клиниках, где корректируется патологическое поведение.
Институционная обстановка, в которой проводятся консультации или сеансы психотерапии, определяет другое отличие консультантов от клиницистов. Как полагает Уильямсон [319], психотерапевтические консультации естественным образом осуществляются в обстановке обучения, то есть в школе, что предполагает социальную функцию научения и личностного развития. А клинические психологи работают в больницах, клиниках и все чаще занимаются частной практикой. Правда, иногда консультирующие психологи работают в больницах и имеют частную практику [211]. Работая в учебных заведениях, консультанты в основном имеют дело с проблемами взросления у детей школьного возраста. В частной практике или внешкольной институционной обстановке клинический психолог больше сталкивается с проблемами супружеских отношений, социальной реабилитации, с гериатрическими и другими, в основном нешкольными, проблемами.