Значение теории

О концепции психотерапевтического консультанта как уче­ного-практика говорилось в главе 1. Исходной посылкой в этой концепции служит то, что консультант может одновременно выступать в роли субъекта и объекта, то есть он может быть объективным, а потому и критичным наблюдателем происхо­дящего и в то же время оказаться субъективным участником процесса консультаций. Содержание научного метода, используемого консультантом в такой концепции, — это наблюдение, умозаключения, проверка. Терапевтическая практика связана с применением принципов, дедуктивным путем выводимых из обобщений или теорий, разработанных с помощью научного метода. Основой научной практики в психотерапии и консуль­тирования является, таким образом, теория. Под теорией кон­сультирования мы подразумеваем конструкцию из гипотез и обобщений, основанных на опыте консультирования и экспе­риментальных исследованиях.

Когда речь идет о консультанте как ученом, следует разли­чать два связанных между собой смысла этого слова. Первый из них подразумевает общенаучный подход, которого придержи­вается консультант и благодаря которому он может проверять свои рабочие гипотезы и совершенствовать свою профессио­нальную деятельность. Второй сводится к тому, что консультант как ученый применяет в своей работе научный (имеется в виду «строго экспериментальный». — Прим. перев.) метод. В типич­ном случае предполагается, что он, согласно установившимся принципам научной практики, отслеживает внешние перемен­ные и варьирует переменные экспериментальные. Такая возмож­ность в ситуациях консультирования возникает редко, если толь­ко не были специально созданы лабораторные условия для экс­периментальной проверки определенных гипотез о процессе консультирования. Поэтому научный подход к консультирова­нию в последнем рассмотренном нами смысле остается, скорее, идеалом.

Хотя психотерапевт или консультант интересуется примене­нием научного подхода и научной методологии для совершен­ствования своей профессиональной практики, он интересуется также наукой о поведении ради самой науки. Иными словами, он во многих случаях стремится к лучшему пониманию челове­ческого поведения, независимо от того, пригодятся ли ему эти знания в работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: