Простая техника выражения принятия имеет по меньшей мере три основных заслуживающих внимания элемента. Первый из них — это выражение лица и кивки консультанта. На лице у консультанта должен выражаться неподдельный интерес. Консультант с выражением притворного интереса на лице скоро будет разоблачен внимательным клиентом.
Во-вторых, тон голоса и модуляции подскажут клиенту, действительно ли консультант испытывает к нему интерес, даже! если тот прибегает вместо слов к простому, но несущему определенную нагрузку междометию типа «угу». И, разумеется, кон- ; сультант, говорящий так тихо, что клиенту приходится напрягать слух, лишь затрудняет процесс, создавая впечатление своей незаинтересованности. Однако консультант, говорящий; «командным голосом», создает впечатление пониженной вое-, приимчивости по отношению к тому, что говорит клиент.
Расстояние и поза выступают третьим обстоятельством в выражении позиции принятия. Если консультант наклоняется вперед и сидит в доверительной близости от клиента, тот сделает вывод о дружеском расположении к нему. Такое выражение с помощью позы установки на «притяжение» имеет большое значение, поскольку подчеркивается открытость и искренность консультанта. Многие клиенты проявляют сверхчувствительность к неявным признакам отмеченного нами типа. Они способны истолковать любой негативный жест консультанта как неприязнь или отсутствие интереса. Когда консультант зевает, скрещивает ноги или закидывает их одна на другую, крепко держится за подлокотники кресла, все это негативные знаки, которые легко прочитываются клиентом, и в которых он зачастую улавливает намек на отсутствие интереса.
|
|
Эллис[90] в обзоре современной литературы по поводу размещения клиента «на кушетке» и «лицом к лицу» приходит к выводу, что терапия «лицом клицу» предпочтительней, отчасти благодаря тому, что позволяет эффективней применять технику выражения принятия.
ТЕХНИКА СТРУКТУРИРОВАНИЯ