Существует две разновидности групп — группы с постоянным и обновляющимся составом. В закрытой группе на протяжении всего периода ее жизни остаются одни и те же участники. Так часто бывает в учебных заведениях, где группы существуют на протяжении академического семестра. В обновляющейся группе на место уходящих участников приходят новые.
Среди психологов-терапевтов идет полемика о том, имеет ли закрытая группа преимущества по сравнению с открытой. Часть из них считает, что преимущества имеет закрытая группа, так как в ней можно накапливать данные о клиентах, и структура группы остается постоянной. Однако, если члены выбывают в силу внешних причин, группа может стать недопустимо малой. Одно из преимуществ открытой группы заключается в том, что новый ее участник иногда вызывает перестройку отношений соперничества и конкуренции. Кроме того, новый участник может способствовать терапевтическому продвижению благодаря консолидации группового чувства. Новые участники терапии могут снизить свою защиту, идентифицируясь со старыми участниками, которые свою защиту уже преодолели. Присутствие менее продвинувшегося участника терапии, по-видимому, производит эффект усиления эго-сис-темы у остальных участников группы. Для участников группы терапевтически ценен опыт соучастия и помощи при адаптации новых людей в группе.
ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И КОЛЛЕКТИВНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
Прежде всего, руководитель должен быть компетентен в методах индивидуального консультирования и психотерапии. Он применяет в групповой терапии все методы выстраивания взаимоотношений, интерпретации и предоставления информации, рассмотренные в предыдущих главах нашей книги. Кроме того, он должен пользоваться такими дополнительными методами, которые специфичны для групповой терапии или требуют адаптации для нее. Эти методы обсуждаются в следующих разделах.