Понятие и виды права землепользования

В соответствии с п.30 ст. 12 ЗК Республики Казахстан право землеполь­зования - это право лица владеть и пользоваться земельным участком, на­ходящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное зем­лепользование) или в течение определенного срока (временное землеполь­зование) на возмездной и (или) безвозмездной основе.

Это понятие права землепользования в субъективном смысле.

Право землепользования в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия предоставления и ис­пользования земельных участков, права и обязанности землепользователей, а также основания прекращения права землепользования.

Объектом права землепользования являются земельные участки, на­ходящиеся в государственной собственности и предоставляемые в пользо­вание физическим и юридическим лицам, КФХ.

Субъектами правя землепользования (землепользователями) являют­ся лица, которые обладают земельными участками, находящимися в госу-


дарственной собственности, либо правами на них и извлекают полезные свойства земель либо выгоды от их использования. Землепользователи подразделяются на:

1) государственных и негосударственных;

2) национальных и иностранных;

3) физических и юридических лиц;

4) постоянных и временных;

5) первичных и вторичных.

По ЗК РК государственные землепользователи - государственные республиканские и коммунальные юридические лица; негосударственные -граждане и (или) негосударственные юридические лица.

Национальные землепользователи - граждане РК, казахстанские юридические лица, в том числе предприятия с иностранным участием.

Иностранные землепользователи - иностранцы, лица без гражданст­ва, иностранные юридические лица, иностранные государства, междуна­родные объединения и организации. Законодатель приравнивает к ино­странным землепользователям лиц без гражданства, международные объе­динения и организации, хотя это и неверно.

Постоянные землепользователи - лица, право землепользования ко­торых не ограничено сроками, носит бессрочный характер.

Временные землепользователи - лица, право землепользования кото­рых ограничено определенным сроком.

Первичные землепользователи - лица, право землепользования ко­торых получено непосредственно от государства, либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права.

Вторичные землепользователи - лица, получившие право времен­ного землепользования на основе договора о вторичном землепользова­нии от первичного землепользователя, сохраняющего за собой этот статус. Содержание права землепользования составляют два правомочия: владение и пользование.

Понятие права землепользования является усложненным. Во-первых, здесь наблюдаются некоторые элементы распоряжения. Так, в п.З ст.37 ЗК РК негосударственные землепользователи (за исключением пользователей, получивших право временного возмездного землепользова­ния для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства), выкупившие у государства право временного возмездного долгосрочного землепользования, вправе сдавать принадлежащие им земельные участки (или их части) в аренду (субаренду) или во временное безвозмездное пользование, а также отчуждать принад­лежащее им право временного землепользования в пределах срока договора


аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии уведомления уполномоченного органа области (города респуб­ликанского значения, столицы), района (города областного значения) по месту нахождения земельного участка, если иное не установлено Кодексом.

Во-вторых, приобретенное возмездно право землепользования по со­временному земельному законодательству является объектом торга, следо­вательно, землепользователь вправе распоряжаться своим правом земле­пользования.

По сравнению с собственником земельного участка объем прав у земле­пользователя меньше: не все виды сделок допустимы, не меняются форма собственности на земельный участок, его целевое назначение. Кроме того, права землепользователя могут быть ограничены актом предоставления зе­мельного участка или договором аренды (договором о временном безвоз­мездном землепользовании).

Какие же права предоставлены землепользователям?

Согласно ст.64 ЗК РК землепользователи имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее в целях, выте­кающих из назначения земельного участка;

2) собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на посевы и посадки сельскохозяйственных и иных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную и иную продукцию, полученную в результате использования земельного участка, и доходы от ее реализации;

3) на использование в установленном порядке без намерения последую­щего совершения сделок для нужд своего хозяйства имеющихся на земель­ном участке песка, глины, гравия и других общераспространенных полез­ных ископаемых, торфа, насаждений, поверхностных и подземных вод, а также на эксплуатацию иных полезных свойств земли;

4) на возмещение убытков в полном объеме при принудительном отчуж­дении, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд;

5) возводить на праве собственности, хозяйственного ведения, опера­тивного управления жилые, производственные, бытовые и иные здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка с учетом зонирования земель;

6) проводить оросительные, осушительные и иные мелиоративные рабо­ты, строить пруды и иные водоемы в соответствии с установленными строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными спе­циальными требованиями.


Некоторые полномочия для временных землепользователей могут быть ограничены актом предоставления земельного участка или договором арен­ды (договором о временном безвозмездном землепользовании).

Ст.65 ЗК РК установлены обязанности землепользователей по использо­ванию земельных участков:

1) использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, а при временном землепользовании - в соответствии с актом предоставления зе­мельного участка или договором аренды (договором временного безвоз­мездного землепользования);

2) применять технологии производства, соответствующие санитарным и экологическим требованиям, не допускать причинения вреда здоровью на­селения и окружающей среде, ухудшения санитарно-эпидемиологической, радиационной и экологической обстановки в результате осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности;

3) осуществлять мероприятия по охране земель;

4) своевременно вносить земельный налог, плату за пользование земель­ными участками и другие предусмотренные законодательством Республики Казахстан и договором платежи;

5) соблюдать порядок пользования животным миром, лесными, водными и другими природными ресурсами, обеспечивать охрану объектов истори­ко-культурного наследия и других расположенных на земельном участке объектов, охраняемых государством, согласно законодательству РК;

6) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на земельном участке соблюдать строительные, экологические, санитарно-гигиенические и иные специальные требования (нормы, правила, нормативы);

7) своевременно представлять в государственные органы установленные земельным законодательством РК сведения о состоянии и использовании земель;

8) не нарушать прав других собственников и землепользователей;

9) не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения пло­дородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы с целью продажи или передачи его другим лицам, за исключением случаев, когда такое сня­тие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя;

10) обеспечивать предоставление сервитутов;

11) сообщать местным исполнительным органам о выявленных отходах производства и потребления, не являющихся их собственностью.

Обязанностей у землепользователя может быть больше, чем у собствен­ника, если они предусмотрены законодательством и договорами о времен­ном землепользовании.


Право землепользования возникает путем:

1) предоставления права землепользования;

2) передачи права землепользования;

3) перехода права землепользования в порядке универсального право­преемства (наследование, реорганизация юридического лица).

Предоставление права землепользования означает наделение лица правом землепользования непосредственно государством.

Передача права землепользования означает наделение лица правом землепользования другим землепользователем.

Передача права землепользования производится на основе гражданско-правовых сделок, а также по иным основаниям, предусмотренным законо­дательством Республики Казахстан.

Переход права землепользования в порядке универсального право­преемства означает возникновение права землепользования у правопреем­ника при наследовании по закону или при реорганизации юридического ли­ца.

В случае смерти гражданина, которому земельный участок принадлежит на праве долгосрочного временного землепользования, право землепользо­вания наследуется в порядке, предусмотренном гражданским законодатель­ством Республики Казахстан. Если договором временного землепользова­ния не предусмотрено иное, в таком же порядке наследуется и право вре­менного краткосрочного землепользования.

В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право землепользования переходит к правопреемнику в соответствии с нормами гражданского законодательства Республики Казахстан и ЗК РК.

Предоставление, передача и переход права землепользования должны осуществляться с учетом целевого назначения земельного участка.

Право землепользования возникает на основе:

1) актов государственных органов;

2) гражданско-правовых сделок;

3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики
Казахстан.

Основания прекращения права землепользования закреплены в ст.81 ЗК РК. Право землепользования прекращается при:

1) отчуждении права землепользования землепользователем другим ли­цам;

2) отказе землепользователя от права землепользования;

3) утрате права землепользования в иных случаях, предусмотренных за­конодательными актами Республики Казахстан.

К последним можно отнести случаи:


1) обращения взыскания на право землепользования по обязательствам землепользователя;

2) принудительного отчуждения земельного участка для государствен­ных нужд;

3) принудительного изъятия землепользователя земельного участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законода­тельства Республики Казахстан;

4) принудительного отчуждения у землепользователя земельного участ­ка, подвергшегося радиоактивному загрязнению, с предоставлением равно­ценного земельного участка;

5) конфискации.

Кроме этого, право землепользования может прекращаться по следую­щим основаниям:

1) истечение срока, на который был предоставлен участок;

2) досрочное прекращение договора аренды земельного участка или до­говора временного безвозмездного землепользования, за исключением слу­чаев, когда земельный участок находится в залоге;

3) прекращение трудовых отношений, в связи с которыми землепользо­вателю был предоставлен служебный земельный надел.

Рассмотрим классификацию права землепользования.

Право землепользования по срокам может подразделяться на постоян­ное или временное.

Право постоянного землепользования - это право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собст­венности, бессрочно (без заранее установленного срока) на возмездной и (или) безвозмездной основе.

На праве постоянного землепользования предоставляются земельные участки следующим государственным землепользователям:

1) юридическим лицам, владеющим зданиями (строениями, сооруже­ниями), помещениями в объектах кондоминиума, на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления; 2) юридическим лицам, осуществляющим сельскохозяйственное и лесохозяиственное производство, а также для научно-исследовательских, опытных и учебных целей; 3) юри­дическим лицам, осуществляющим землепользование на землях особо ох­раняемых природных территорий; 4) в иных случаях, предусмотренных за­конодательными актами.

Право постоянного землепользования не может быть предоставлено иностранным землепользователям.

Право временного землепользования - это право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собст-


венности в течение определенного срока на возмездной и (или) безвозмезд­ной основе.

Право временного землепользования может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (от 5 до 49 лет). Сроки землепользования изменились: раньше был установлены соответственно - до 5 лет и от 5 до 99 лет.

По возможности передачи другим лицам право землепользования мо­жет быть отчуждаемым и неотчуждаемым.

Отчуждение права землепользования производится на основании граж­данско-правовых сделок (купли-продажи, дарения, мены и т.д.).

Не допускается совершение сделок в отношении права землепользова­ния, включая его отчуждение, на землях:

1) общего пользования;

2) предоставленных для нужд обороны;

3) лесного фонда;

4) особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреа­ционного и историко-культурного назначения;

5) служебного земельного надела;

6) земельных участков, предоставленных на праве временного безвоз­мездного и временного краткосрочного возмездного землепользования;

7) земельных участков, предоставленных на праве временного земле­пользования для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и то­варного сельскохозяйственного производства, за исключением передачи в залог, а также в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного това­рищества, в оплату акций акционерного общества или в качестве взноса в производственный кооператив;

8) водного фонда.

Указанные ограничения не распространяются на сделки, в том числе на залог, совершаемые землепользователями в отношении права землепользо­вания на земельный участок, который занят отчуждаемыми зданиями (строениями, сооружениями), а также предназначен для их эксплуатации, находящийся в составе земель лесного и водного фондов, особо охраняе­мых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и истори­ко-культурного назначения.

Вышеуказанные права пользования вышеперечисленными земельными участками являются неотчуждаемыми.

Платность является еще одним критерием для деления права земле­пользования. Оно подразделяется на приобретаемое возмездно (аренда) и безвозмездно.

Аренда - это основанное на договоре возмездное срочное владение и пользование земельным участком.


Право временного безвозмездного землепользования - это основан­ное на договоре безвозмездное срочное владение и пользование земельным

участком.

В соответствии со ст.36 ЗК РК земельные участки на праве временного безвозмездного землепользования могут предоставляться гражданам Рес­публики Казахстан и юридическим лицам Республики Казахстан:

для отгонного животноводства (сезонные пастбища);

для выпаса скота населения и сенокошения;

государственным землепользователям;

для ведения огородничества;

в виде служебных земельных наделов;

на период строительства дорог общего пользования, объектов государ­ственной собственности и социально-культурного назначения;

при восстановлении деградированных и нарушенных земель;

на срок действия договора концессии;

при предоставлении в установленном законодательством Республики Казахстан порядке зданий (помещений) и сооружений во временное без­возмездное пользование;

для объектов культовых сооружений;

в иных случаях, предусмотренных ЗК РК и законами РК.

Срок временного безвозмездного землепользования не может превы­шать пять лет, за исключением случаев предоставления земельных участ­ков в виде служебных земельных наделов и для восстановления деградиро­ванных и нарушенных земель, а также в случаях предоставления земельных участков для реализации концессионных проектов. Срок временного без­возмездного землепользования земельного участка, предоставленного под здания (помещения) и сооружения, определяется сроком временного без­возмездного пользования зданиями (помещениями) и сооружениями, в том числе культовыми.

Еще один критерий - по субъектам, предоставляющим право земле­пользования.

Право первичного землепользования - право землепользования, полу­ченное непосредственно от государства либо от других первичных земле­пользователей в порядке отчуждения этого права.

Право вторичного землепользования (субаренда) - это право вре­менного землепользования, полученное на основе договора о вторичном землепользовании от первичного землепользователя, сохраняющего за со­бой этот статус.

Вторичное землепользование возникает на основе договора о вторичном землепользовании в случаях, когда первичный землепользователь не произ-


водит отчуждение своего права землепользования, а передает другому лицу принадлежащий ему участок (или часть его) во временное землепользова­ние с уведомлением уполномоченного органа области (города республикан­ского значения, столицы), района (города областного значения) по месту нахождения земельного участка.

Вторичный землепользователь всегда является временным землепользо­вателем без права передачи своих прав другим землепользователям.

Договор о вторичном землепользовании заключается в форме договора аренды или договора о временном безвозмездном пользовании.

Сдача принадлежащих на праве временного землепользования физиче­ским и юридическим лицам земельных участков сельскохозяйственного на­значения для ведения сельскохозяйственного производства во вторичное землепользование не допускается, кроме случаев предоставления земель

В Земельном кодексе РК предусмотрено еще одно право, по содержа­нию сходное с правом землепользования. Это - право временного пользова­ния земельным участком, находящимся в частной собственности.

В соответствии с п.6 ст. 12 ЗК РК право временного пользования зе­мельным участком, находящимся в частной собственности, - право субъекта владеть и пользоваться земельным участком, возникающее на ос­нове договора о временном пользовании земельным участком между собст­венником земельного участка и временным пользователем (арендатором или безвозмездным пользователем).

Права и обязанности у обладателей этим правом такие же, как и у земле­пользователей. Основное различие - в форме собственности на земельные участки. Условия для землепользователей устанавливаются государством, а для субъектов права временного пользования земельным участком, нахо­дящимся в частной собственности - определяются соглашением сторон. Так, размеры платы за передачу земельных участков, находящихся в госу­дарственной собственности устанавливаются Правительством Республики Казахстан. В случаях, когда земельный участок предоставляется частным собственником, размер платы определяется соглашением сторон. Сроки временного землепользования четко определены и закреплены в ЗК РК, а сроки права временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности, частный собственник земли может установить свои собственные по соглашению с другой стороной, например на 50 лет.


марганцевой руды, ферросплавов, тантала, асбеста, галлия, мышьяка (третье место), урана (четвертое)

2) Постоянство местонахождения. В отличие от некоторых средств производства и природных объектов (животный мир) недра постоянно на­ходятся в одном и том же месте.

3) Пространственная ограниченность. Пространство недр в естест­веннонаучном понимании невозможно увеличить больше, того, что дано природой. Однако в правовом смысле пространство недр может быть уве­личено, ведь под ними мы понимаем только то пространство, которое дос­тупно для проведения операций по недропользованию.

Экологическая функция недр заключается в том, что они являются фундаментом земной поверхности.

Экономическая функция недр состоит в том, что они:

а) являются основным средством производства в горнодобывающей
промышленности;

б) являются источником полезных ископаемых и других веществ, кото­
рые служат сырьем для промышленности и строительства, энергетики и
т.д.;

в) служат пространственным операционным базисом для строительства
подземных зданий и сооружений - бункеров, складов, хранилищ, трубопро­
водов;

г) используются в качестве естественного резервуара для захоронения
отходов, сброса сточных вод.

Санитарно-оздоровительная функция недр заключается в том, что недра используются для лечебных целей, т. к. в них содержатся минераль­ные воды, ценные грязевые источники. Например, в выработанных место­рождениях калийных солей эффективно лечение астмы.

Недра выполняют и эстетическую функцию. Некоторые участки недр являются памятниками природы, истории, культуры и могут быть использо­ваны в культурных, воспитательных, научных целях.

Понятие «недра» не следует отождествлять с понятием «полезные иско­паемые». Они сопоставимы как целое и часть. Помимо полезных ископае­мых недра состоят и из горных пород, которые представляют неиспользо­ванные части недр.

Впервые определение понятия «полезные ископаемые» было дано в Горном положении Союза ССР 1927 г., согласно ст. 2 этого акта полезными ископаемыми считались «составные части недр — твердые, жидкие, газооб-


разные вещества, которые могут добываться с промышленной целью, путем извлечения или отделения их независимо от того, находятся ли они в глуби­не или выходят на поверхность». Из этого определения вытекает, что для признания тех или иных минеральных веществ полезными ископаемыми необходимы, по крайней мере, два признака: 1) минеральное вещество должно быть составной частью недр; 2) минеральное вещество должно быть годным для добычи с промышленной целью. Причем второй признак является главным и определяющим275.

В связи с принятием Закона РК «О недрах и недропользовании» также претерпело изменения и понятие полезных ископаемых. Если Кодексе РК о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 г. о них говори­лось как о «составной части природной среды, включающей твердые, жид­кие и газообразные вещества, которые могут добываться и перерабатывать­ся в целях использования в сфере материального производства, и не было ясно, о чем идет речь: о находящихся в недрах или об уже извлеченных объектах. Теперь же полезное ископаемое определяется как содержащееся в недрах природное минеральное вещество в твердом, жидком или газооб­разном состоянии (в том числе подземные воды), пригодное для удовлетво­рения материальных и иных потребностей человека и общества.

Данное определение также не идеально, так как опять не учитывает вы­ходящие на поверхность месторождения полезных ископаемых.

Более точным определением является следующее:

полезное ископаемое - это содержащееся в недрах или находящееся на земной поверхности природное минеральное вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе подземные воды), пригодное для использования в материальном производстве.

Полезные ископаемые можно условно подразделить по экономической значимости на общераспространенные и необщераспространенные.

Общераспространенные полезные ископаемые - полезные ископае­мые (песок, глина, гравий и другие), используемые в их естественном со­стоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных хозяйственных нужд (п. 26 ст.1 Закона «О недрах и не­дропользовании»). Их перечень установлен Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых» от 27 мая 1996 г. N 645. К ним относятся вулкани­ческие пористые породы (туфы, шлаки, пемзы), вулканические водосодер-жащие стекла и стекловидные породы (перлит, обсидиан), галька и гравий, гравийно-песчаная смесь, глиноземсодержащие породы (полевой шпат,



274 Алшанов Р. Стратегическое сырье в разрезе рынка //Казахстанская правда. 2004. 30 апреля.


Мухитдинов Н.Б., Мороз СП. Указ. раб. С.121



пегматит), гипс, гипсовой камень, ангидрит, гажа, глина и глинистые поро­ды, карбонатные породы (известняки, доломиты, известняково-доломитовые породы, мел, мергель, мергельно-меловые породы), кремни­стые породы (трепел, опоки, диатомит), камень бутовый, осадочные, извер­женные и метаморфические породы (гранит, базальт, диабаз, мрамор), пе­сок, песчаник, природные пигменты, ракушечник, соль поваренная.

Как правило, запасы общераспространенных полезных ископаемых имеются в больших количествах в легкодоступных местах. Для их извлече­ния и использования для нужд своего хозяйства собственникам земельных участков и землепользователям не требуется получения специальных раз­решений.

Необщераспространенные полезные ископаемые - металлы, нефть, газ и т. д. Их использование требует получения специальных разрешений.

Также полезные ископаемые можно классифицировать по физическому состоянию на жидкие, твердые и газообразные.

Запасы полезных ископаемых можно подразделить на балансовые и за­балансовые.

Балансовые запасы полезных ископаемых - это совокупность полез­ных ископаемых, целесообразность и возможность использования которых установлена специально уполномоченными органами с учетом всех геоло­го-экономических, технологических и санитарно-гигиенических факторов.

Забалансовые запасы полезных ископаемых - это совокупность по­лезных ископаемых, использование которых на период оценки не может быть признано целесообразным по технико-экономическим, технологиче­ским и экологическим причинам, (невозможность отчуждения земель, сложные горногеологические условия, экологические ограничения, отсутст­вие рациональной технологии их извлечения, изменение социально-экономической конъюнктуры и т.п.).

Законом РК «О недрах и недропользовании» предусмотрено также поня­тие «минеральное сырье» - это извлеченная на поверхность часть недр (горная порода, рудное сырье и другие), содержащая полезное ископаемое (полезные ископаемые) (п.37 ст.1 Закона). Следует заметить, что минераль­ное сырье представляет собой отделенную часть недр, поэтому оно пред­ставляет собой товарно-материальную ценность и не охраняется нормами горного права.

В соответствии с Конституцией РК недра, в том числе и полезные иско­паемые, находятся в государственной собственности. Если иное не преду­смотрено контрактом, минеральное сырье принадлежит недропользователю на праве собственности (государственному предприятию РК - на праве хо­зяйственного ведения или оперативного управления) (ст. 5 Закона).


Закон РК «О недрах и недропользовании» дает несколько иное понятие фонда недр: «Государственный фонд недр включает недра Республики Казахстан», тогда как в Кодексе РК о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 г. данное понятие было более конкретизировано: го­сударственный фонд недр включал как используемые, так и неиспользуе­мые части недр.

Правовое регулирование отношений, связанных с недрами и недрополь­зованием, основывается на принципах:

1) обеспечения рационального, комплексного и безопасного использова­ния недр;

2) обеспечения охраны недр и окружающей среды;

3) обеспечения сочетания республиканских и региональных интересов;

4) обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы;

5) гласности проведения операций по недропользованию;

6) платности недропользования;

7) создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в про­ведение операций по недропользованию;

8) обеспечения в сфере недропользования безопасности продукции, про­цессов ее жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техни­ческом регулировании (ст.З Закона).

Государственное управление, контроль и надзор в области использова­ния и охраны недр осуществляется Правительством РК, местными исполни­тельными органами, специально уполномоченными на то органами, к кото­рым относится Комитет геологии и недропользования Министерства энер­гетики и минеральных ресурсов РК, Комитет по водным ресурсам Мини­стерства сельского хозяйства РК (в части, касающейся подземных вод) и Министерство охраны окружающей среды РК. Также к государственным органам в данной области относятся функциональные органы - Министер­ство по чрезвычайным ситуациям РК, Комитет промышленности и научно-технического развития Министерства индустрии и торговли Республики Ка­захстан. Как ни странно, но законодатель относит к таким органам еще и Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и даже закрепляет его компетенцию в данной области в Законе РК «О не­драх и недропользовании».

В соответствии со ст. 7 Закона РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. Правительство РК: 1) организует управление государствен­ным фондом недр как объектом государственной собственности; 2) уста­навливает правила пользования недрами и их охраны, основываясь на по­ложительной практике разработки месторождений; 3) определяет участки


недр, предназначенные для удовлетворения государственных потребностей в стратегических и дефицитных видах минерального сырья, устанавливает ограничения на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, сохранности окружающей среды, безопасности населения, производит консервацию участков недр для сохранения запасов минераль­ного сырья в интересах будущих поколений; 4) утверждает перечень участ­ков недр (месторождений), имеющих стратегическое значение; 5) определя­ет перечень общераспространенных полезных ископаемых; 6) определяет особенности порядка уплаты специальных платежей и налогов для недро­пользователей, осуществляющих деятельность в различных отраслях добы­вающей промышленности; 7) определяет порядок предоставления права не­дропользования; 8) утверждает перечень участков недр, за исключением участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, подлежащих выставлению на конкурс, в том числе с долевым участием на­циональной компании; 9) разрабатывает и утверждает модельные контрак­ты; 10) определяет компетентный орган по заключению и исполнению кон­трактов на недропользование, за исключением общераспространенных по­лезных ископаемых; 11) утверждает перечни геологических, геоморфологи­ческих и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского и международного значения и опре­деляет порядок их ограниченного хозяйственного использования на особо охраняемых природных территориях, а также утверждает перечни участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, отнесенных к категории особо охраняемых природных тер­риторий республиканского значения; 12) утверждает порядок формирова­ния и ведения реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведе­нии операций по недропользованию, и их производителей, включая крите­рии их оценки для внесения в данный реестр; 13) определяет порядок осу­ществления мониторинга и контроля за соблюдением выполнения условий контрактов; 14) определяет порядок выдачи разрешения на застройку пло­щадей залегания полезных ископаемых; 15) определяет порядок захороне­ния вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в не­дра; 16) утверждает технические регламенты в сфере недропользования.

В ст. 9 Закона «О недрах и недропользовании» закреплена компетенция местных, а именно - областных, исполнительных органов.

Областные (города республиканского значения, столицы) акиматы: 1) предоставляют недропользователю земельный участок на право земле­пользования в размере и на срок, которые определены контрактом, в соот­ветствии с земельным законодательством; в случае необходимости произ­водят изъятие на указанные цели земельного участка у частного собствен-


ника или землепользователя в порядке, установленном земельным законо­дательством; 2) осуществляют в пределах предоставленной им законода­тельными актами компетенции контроль за охраной земельных и водных участков, предоставленных для проведения операций по недропользованию за соблюдением недропользователем правил экологической безопасности, сохранением археологических памятников и других объектов историко-культурного наследия; 3) принимают участие в переговорах с недропользо­вателем для решения вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения региона при заключе­нии контракта; 4) принимают участие в осуществлении мониторинга испол­нения контрактных обязательств недропользователями в части казахстан­ского содержания и социального развития территорий; 5) выдают разреше­ния недропользователям на привлечение иностранной рабочей силы; 6) осуществляют формирование перечня товаров, работ и услуг, производи­мых на территории области (города республиканского значения, столицы), и их производителей, который ежеквартально представляется в уполномо­ченный орган в области государственного регулирования торговой и инду­стриальной политики в целях формирования реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их произ­водителей; 7) заключают, регистрируют и исполняют контракты на развед­ку, добычу и на совмещенную разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых; 8) содействуют образованию и сохранению объек­тов, связанных с недропользованием, имеющих научное, историко-культурное и эстетическое значение; 9) утверждают по согласованию с компетентными центральными исполнительными органами перечни геоло­гических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государст­венного природно-заповедного фонда местного значения и участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, отнесенных к категории особо охраняемых природных террито­рий местного значения.

Комитет геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК является ведомством, осуществляющим специ­альные исполнительные и контрольно-надзорные функции в области геоло­гического изучения и охраны, использования недр, а также межотраслевую координацию в сфере охраны недр. Его компетенция раскрыта в ст.8-1 За­кона РК «О недрах и недропользовании».

Основными задачами Комитета являются:

— государственное регулирование отношений по государственному гео­логическому изучению, охране и использованию недр РК;


обеспечение стабильного улучшения охраны недр и сбалансирован­ного их использования;

— разработка предложений по основным направлениям государствен­ных программ геологического изучения, рационального и комплексного ис­пользования минеральных ресурсов и охраны недр;

— обеспечение контроля за соблюдением исполнительными органами и недропользователями законодательства о недрах и установленного порядка пользования недрами.

Комитет осуществляет следующие функции: 1) реализует государствен­ную политику в области геологического изучения и комплексного исполь­зования недр; 2) утверждает планы (проекты) развития горных работ;

3) утверждает проекты разработки месторождений по добыче полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья; 4) предоставляет право недропользования на разведку и добычу подземных производственно-технических вод в объемах от двух тысяч и более кубических метров в су­тки, на государственное геологическое изучение недр, а также на строи­тельство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с раз­ведкой и (или) добычей; 5) организует и проводит государственную экспер­тизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической ин­формации о предоставляемых в пользование участков недр, проектно-сметной документации на проведение работ по государственному геологи­ческому изучению недр и мониторингу, утверждает запасы полезных иско­паемых; 6) организует составление и ведет государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственные кадастры месторождений и прояв­лений полезных ископаемых, опасных геологических процессов; 7) опреде­ляет размер исторических затрат, стоимость и условия получения геологи­ческой информации о недрах; 8) организует и обеспечивает функциониро­вание республиканского и территориальных фондов геологической инфор­мации недр; 9) осуществляет контроль за соблюдением исполнительными органами и недропользователями законодательства РК о недрах и недро­пользовании и установленного порядка пользования недрами в части, ка­сающейся общераспространенных полезных ископаемых; 10) осуществляет мониторинг изучения и использования недр; 11) осуществляет контроль за рациональным и комплексным использованием недр; 12) согласовывает го­довые рабочие программы; 13) осуществляет разработку нормативно-технических документов в области изучения и использования недр.

Компетенция Министерства охраны окружающей среды РК закреп­лена в ст.8-2 Закона РК «О недрах и недропользовании». Министерство: 1) осуществляет государственный контроль за охраной недр; 2) ведет Государ­ственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра; 3) определяет совместно с уполномоченным


органом по изучению и использованию недр размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований в области охраны недр; 4) согласовывает выдачу разрешений на строительство и (или) эксплуатацию подземных со­оружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, на контрактной тер­ритории или за ее пределами и предназначенных для захоронения радиоак­тивных отходов, вредных веществ и сточных вод.

В ст.8-3 Закона закреплена компетенция функциональных органов в данной области.

Комитет промышленности и научно-технического развития Мини­стерства индустрии и торговли Республики Казахстан: 1) формирует и ведет реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении опера­ций по недропользованию, и их производителей, а также разрабатывает критерии их оценки для внесения в данный реестр; 2) осуществляет методи­ческое руководство деятельностью местных исполнительных органов об­ластей (города республиканского значения, столицы) по формированию пе­речня товаров, работ и услуг, производимых на территории области (города республиканского значения, столицы), и их производителей; 3) разрабаты­вает и утверждает по согласованию с компетентным органом методику рас­чета казахстанского содержания в отношении товаров, работ и услуг, ис­пользуемых при проведении операций по недропользованию или сопутст­вующей деятельности, связанной с контрактом; 4) принимает участие в осуществлении мониторинга исполнения контрактных обязательств недро­пользователями в части приобретения ими товаров, работ и услуг казах­станского происхождения; 5) утверждает по согласованию с компетентным органом перечень приоритетных высокотехнологичных производств, разви­ваемых в Республике Казахстан; 6) утверждает формы отчета недропользо­вателей о приобретенных товарах, работах и услугах и годовой программы закупа товаров, работ и услуг на предстоящий год; 7) запрашивает у недро­пользователей и (или) лиц, уполномоченных недропользователями осуще­ствлять закуп товаров, работ и услуг для проведения операций по недро­пользованию, информацию о производимых и произведенных закупках то­варов, работ и услуг.

Министерство труда и социальной защиты населения РК: 1) разра­батывает и утверждает по согласованию с компетентным органом методику расчета казахстанского содержания в отношении казахстанских кадров; 2) принимает участие в осуществлении мониторинга исполнения недропользо­вателями контрактных обязательств по казахстанскому содержанию в части привлечения казахстанских кадров, а также по обеспечению условий и оп­латы их труда на недискриминационной основе.


В системе органов государственного управления в области использова­ния и охраны недр законодатель выделяет отдельно компетентный орган.

Компетентный орган - это государственный орган, определяемый Правительством РК и действующий от имени Республики Казахстан в осу­ществлении прав, связанных с заключением и исполнением контрактов. В качестве такового выступают различные государственные органы. Так, при осуществлении мониторинга и контроля за соблюдением выполнения усло­вий контрактов компетентными органами являются: по контрактам на раз­ведку, добычу и совмещенную разведку, и добычу, за исключением обще­распространенных полезных ископаемых и подземных производственно-технических вод для их закачки в пласт, - Министерство энергетики и ми­неральных ресурсов РК; по контрактам на строительство и (или) эксплуата­цию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, -Комитет геологии и недропользования Министерства энергетики и мине­ральных ресурсов РК; по контрактам на разведку, добычу и совмещенную разведку, и добычу общераспространенных полезных ископаемых област­ные (города республиканского значения, столицы) исполнительные органы.

В соответствии со ст. 8 Закона «О недрах и недропользовании» в функ­ции компетентного органа входит: 1) подготовка и организация конкурса для предоставления права недропользования на проведение разведки, добы­чи и совмещенной разведки и добычи; 2) ведение переговоров с недрополь­зователем об условиях контракта, подготовка совместно с недропользовате­лем проекта контракта; 3) организация проведения экспертизы проектов контрактных документов, за исключением экспертизы проектно-сметной документации на проведение работ по государственному изучению недр;

4) заключение и регистрация контракта, за исключением контракта на разведку, добычу или совмещенную разведку и добычу общераспростра­ненных полезных ископаемых; 5) мониторинг и контроль за выполнением недропользователями условий контрактов; 6) выдача разрешения на пере­дачу права недропользования, а также регистрация сделки по передаче пра­ва недропользования в залог; 7) обеспечение исполнения и расторжения контракта в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательст­вом, а также обеспечение одностороннего отказа от исполнения контракта; 8) предоставление ежегодного отчета Правительству РК о ходе выполнения контракта; 9) совместно с заинтересованными государственными органами готовит для включения в условия конкурса на право недропользования предложения участникам конкурса по казахстанскому содержанию, разви­тию и использованию при проведении операций по недропользованию и в сопутствующей деятельности высоких технологий, новых и перерабаты­вающих производств, магистральных и иных трубопроводов, сооружению и


совместному использованию инфраструктурных и иных объектов; 10) опре­деление порядка разработки и утверждения проектов разработки месторож­дений по добыче углеводородного сырья; 11) разработка и утверждение нормативных правовых актов, за исключением технических регламентов, нормативно-технических документов в сфере недропользования; 12) разра­ботка технических регламентов в сфере недропользования; 13) проведение анализа и оценка рисков причинения вреда жизни, здоровью человека и ок­ружающей среде при проведении операций по недропользованию. Компетентный орган обязан:

1) в ходе своей деятельности по заключению и исполнению контрактов обеспечивать соблюдение интересов Республики Казахстан;

2) проводить конкурс и заключать контракты на проведение операций по добыче только после государственной экспертизы запасов месторождений и подтверждения наличия запасов промышленных категорий.

Государственное управление в области использования и охраны недр направлено на обеспечение рационального недропользования и охрану недр, защиту интересов недропользователей, укрепление законности в об­ласти отношений по недропользованию.

Охрана недр - система мероприятий, предусмотренных законодатель­ством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, направленных на предотвращение загрязнения недр при проведении операций по недро­пользованию и снижение вредного влияния операций по недропользованию на окружающую среду (п.8 ст.1 Закона).

Охрана недр включает систему правовых, организационных, экономиче­ских, технологических и других мероприятий, направленных на:

1) охрану жизни и здоровья населения;

2) рациональное и комплексное использование ресурсов недр;

3) сохранение естественных ландшафтов и рекультивацию нарушенных земель, иных геоморфологических структур;

4) сохранение свойств энергетического состояния верхних частей недр с целью предотвращения землетрясений, оползней, подтоплений, просадок грунта;

5) обеспечение сохранения естественного состояния водных объектов
(ст.47 Закона).

В объективном смысле правовая охрана недр - совокупность право­вых норм, регулирующих общественные отношения по сохранению недр и предотвращению вредных последствий антропогенного развития на них.

В субъективном смысле правовая охрана недр - это деятельность го­сударства, физических и юридических лиц, КФХ по реализации правовых


норм, закрепляющих меры по сохранению недр и предотвращению вредных последствий антропогенного развития на них.

Требования в области охраны недр можно подразделить на общие - ка­сающиеся в целом охраны окружающей природной среды, и специальные - касающиеся охраны участков недр.

Общие экологические требования перечислены в ст.48 Закона «О не­драх и недропользовании». К ним относятся:

1) сохранение земной поверхности за счет применения специальных ме­тодов разработки месторождений;

2) предотвращение техногенного опустынивания земель;

3) сокращение территорий нарушаемых и отчуждаемых земель путем опережающего до начала операций по недропользованию строительства ав­томобильных дорог по рациональной схеме, согласованной с органами ох­раны природы, а также внедрения кустового способа строительства сква­жин, применения технологий с внутренним отвалообразованием, использо­вания отходов добычи и переработки минерального сырья;

4) предотвращение ветровой эрозии почвы, отвалов вскрышных пород и отходов производства, их окисления и самовозгорания;

5) изоляции поглощающих и пресноводных горизонтов для исключения их загрязнения;

6) предотвращение истощения и загрязнения поверхностных и подзем­ных вод;

7) применение нетоксичных реагентов при приготовлении промывочных жидкостей;

8) очистка и повторное использование буровых растворов;

9) ликвидация остатков буровых и горюче-смазочных материалов в ок­ружающей среде экологически безопасным способом;

10) очистка и повторное использование нефтепромысловых стоков в системе поддержания внутрипластового давления нефтяных месторожде­ний;

11) предотвращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

12) ликвидация последствий нанесенного ущерба окружающей среде по проекту ликвидации (консервации) месторождения, утвержденному в по­рядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Ст.219 ЭК РК дополняет перечень общих экологических требований следующими:

1) использование недр в соответствии с требованиями экологического законодательства Республики Казахстан;


2) применение предупредительных мер от проявлений опасных техно­генных процессов при разведке, добыче, а также строительстве и эксплуа­тации подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей;

3) охрана недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, осложняющих эксплуатацию и разработку месторождений;

4) предотвращение загрязнения недр, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов;

5) соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов раз­работки месторождений;

6) обеспечение экологических и санитарно-эпидемиологических требо­ваний при складировании и размещении отходов;

Специальные требования в области охраны недр перечислены в ст. 49 Закона:

1) обеспечение полноты опережающего геологического изучения недр для достоверной оценки величины и структуры запасов полезных ископае­мых, месторождений и участков недр, предоставляемых для проведения операций по недропользованию, в том числе для целей, не связанных с до­бычей;

2) обеспечение рационального и комплексного использования ресурсов недр на всех этапах проведения операций по недропользованию;

3) обеспечение полноты извлечения из недр полезных ископаемых, не допуская выборочную отработку богатых участков;

4) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов ос­новных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, в том числе продуктов переработки минерального сырья и от­ходов производства при разработке месторождений;

5) исключение корректировки запасов полезных ископаемых, числящих­ся на государственном балансе, по данным первичной переработки;

6) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения;

7) охрана недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, снижающих их качество или осложняющих эксплуатацию и разработку ме­сторождений;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении операций по не­дропользованию, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов, сбросе сточных вод;





9) соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения
операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов раз­
работки месторождений;

10) обеспечение экологических требований при складировании и разме­
щении промышленных и бытовых отходов в целях предотвращения их на­
копления на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Основу охраны недр составляют полнота и достоверность геологическо­го, гидрогеологического, экологического, инженерно-геологического и тех­нологического изучения объектов недропользования.

В ЭК РК конкретизируются экологические требования к охране недр при недропользовании. Здесь предусмотрены экологические требования при проведении операций по недропользованию (ст. 220); экологические требования при разведке и (или) добыче подземных вод (ст. 221); экологи­ческие требования при проектировании, прокладке и эксплуатации подвод­ных кабелей и трубопроводов (ст. 222); экологические требования при про­ведении операций по недропользованию в пределах предохранительной зо­ны (ст. 223).

В ЭК РК довольно четко указаны запреты в данной области. Согласно ч.З ст.220 ЭК РК запрещаются:

1) нарушение растительного и почвенного покровов за пределами участ­ков, отведенных под строительство;

2) сброс отходов недропользования в поверхностные водные объекты и недра;

3) орошение земель сточными водами, если это влияет или может по­влиять на состояние подземных водных объектов;

4) допуск растворов и материалов в пласты, содержащие хозяйственно-питьевые воды;

5) бурение поглощающих скважин для сброса промышленных, лечебных минеральных и теплоэнергетических сточных вод в случаях, когда эти скважины могут являться источником загрязнения водоносного горизонта, пригодного или используемого для хозяйственно-питьевого водоснабжения или в лечебных целях;

6) устройство поглощающих скважин и колодцев в зонах санитарной ох­раны источников водоснабжения;

7) сброс в поглощающие скважины и колодцы отработанных вод, со­
держащих радиоактивные вещества.

Согласно ст.221 ЭК РК запрещается разработка месторождений подзем­ных вод для целей, не предусмотренных условиями контракта и разреше­ниями на специальное водопользование или с нарушениями этих условий; запрещается ввод в эксплуатацию водозаборов подземных вод без оборудо-


вания их водорегулирующими устройствами, водоизмерительными прибо­рами, а также без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния подземных водных объектов.

Согласно ст.222 ЭК РК запрещаются производство буровзрывных работ и сейсморазведка с пневматическими и другими детонирующими источни­ками возбуждения упругих волн (сейсмических сигналов) на расстоянии менее пятисот метров от трассы трубопровода или подводных кабелей; за­прещаются буксировка сейсмических кос и траление рыболовецкими суда­ми с пересечением трасс трубопроводов и подводных кабелей.

В охранных зонах трубопроводов запрещается производить действия, которые могут нарушить нормальную их эксплуатацию либо привести к по­вреждению:

1) перемещать, засыпать и ломать опознавательные навигационные зна­ки, контрольно-измерительные пункты;

2) открывать люки, калитки и двери необслуживаемых пунктов кабель­ной связи, ограждений узлов линейной арматуры, установки катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или вклю­чать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

3) устраивать свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей;

4) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные уст­ройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие тру­бопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую ме­стность — от аварийного разлива транспортируемой продукции;

5) бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, во­локушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы;

6) разводить огонь или размещать открытые или закрытые источники огня.

В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения собст­венника магистрального трубопровода запрещается производство любых работ, в том числе геологосъемочных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и других изыскательских работ, связанных с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта, а также взрывных работ. Пись­менное разрешение на производство взрывных работ в

Усиленный режим охраны установлен для участков недр, представ­ляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность. К ним относятся:

— геологические объекты - естественные и искусственные обнажения, в которых представлены опорные или характерные разрезы, характерные тек-


тонические структуры, редкие горные породы и минералы, метеориты, со­хранившиеся остатки фауны и флоры;

— геоморфологические объекты - террасы, поймы, пещеры, ущелья, каньоны, водопады и другие формы рельефа, наглядно отражающие про­цессы рельефообразования и имеющие особую ценность для туризма и рек­реации;

— гидрогеологические объекты - подземные воды и их выходы на по­верхность, отличающиеся уникальными и редкими свойствами;

— участки недр с наскальными рисунками, древними горными выра­ботками и другими объектами по использованию недр, имеющими истори­ческое, археологическое и этнографическое значение.

Участки недр, представляющие особую экологическую, научную, куль­турную и иную ценность, имеют статус особо охраняемых природных тер­риторий местного и республиканского значения. Их изъятие для иных нужд не допускается.

За невыполнение требований по охране недр наступает уголовная, адми­нистративная, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответ­ственность.

Уголовная ответственность наступает за преступления, предусмотрен­ные ст. 284 «Нарушение законодательства о континентальном шельфе Рес­публики Казахстан и об исключительной экономической зоне Республики Казахстан», ст. 286 «Нарушение правил охраны и использования недр» Уго­ловного кодекса РК.

В Кодексе РК об административных правонарушениях предусмотрен ряд правонарушений в области использования и охраны недр, за которые насту­пает административная ответственность. К ним относятся:

— проведение работ по геологическому изучению недр без заключе­ния контракта (ст.259);

— необоснованный отказ в приеме документов для участия в конкурсе на предоставление права геологического изучения недр (ст. 260 «На­рушение права геологического изучения недр»);

— нарушение требований к обращению с отходами производства и потребления, а также к сбросу сточных вод (ст. 261);

— нарушение установленных правил при разработке проектов органи­заций по добыче и переработке минерального сырья (ст. 262);

— необеспечение правил охраны недр при строительстве и вводе в эксплуатацию организаций по добыче и переработке минерального сырья (ст. 263);

— несоблюдение проектных решений по добыче и переработке мине­рального сырья в части полноты извлечения и комплексности использова-


ния полезных ископаемых и компонентов, раздельного складирования и со­хранения отходов производства (ст. 264);

— нарушение экологических норм и правил при использовании недр и переработке минерального сырья, если это деяние не повлекло причинение значительного ущерба (ст. 265);

— нарушение правил по учету состояния недр и наличия запасов по­лезных ископаемых (ст. 267);

— искажение первичной и государственной отчетности по учету до­бычи и переработки минерального сырья (ст. 268);

— нарушение правил достоверного определения количества и качест­ва полезных ископаемых при их добыче и переработке (ст. 269);

— нарушение правил учета, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления (ст. 270);

— утрата маркшейдерской документации, нарушение правил по при­ведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также правил по сохранению горных выработок и буровых скважин на время кон­сервации (ст. 271 «Нарушение правил по приведению горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее их сохранность и безопас­ность населения»);

— нарушение правил по ликвидации и консервации объектов пользо­вания недрами (ст. 272);

— отказ или уклонение от представления органам государственного контроля за охраной недр своевременной, полной и достоверной информа­ции о состоянии пользования недрами, добытого и переработанного мине­рального сырья (ст. 273 «Отказ или уклонение от представления органам государственного контроля за охраной недр информации об использовании минерального сырья»);

— дача должностными лицами указаний или разрешений, влекущих нарушение законодательства о недрах и переработке минерального сырья (ст. 274);

— нарушение правил проведения операций по недропользованию, а также условий контрактов на недропользование (ч.1), а также невыполнение экологических требований и условий контракта на недропользование по во­просам охраны окружающей среды (ч.2) (ст. 275 «Нарушение правил про­ведения операций по недропользованию»).

Гражданско-правовая ответственность в области использования и охра­ны недр наступает за причинение вреда недрам, правам и законным интере­сам недропользователей. Лица, причинившие вред вследствие нарушения требований в области охраны недр, обязаны возместить причиненный вред


в размере реального ущерба, если только не докажут, что вред возник вследствие действия непреодолимой силы.

Размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований в об­ласти рационального использования недр, определяется Комитетом геоло­гии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК совместно с недропользователями.

Размер ущерба, причиненного вследствие нарушения требований в об­ласти охраны недр, определяется Министерством охраны окружающей сре­ды РК в соответствии с экологическим законодательством РК.

Материальная и дисциплинарная ответственность наступает за наруше­ния законодательства о недрах, совершенные лицами при осуществлении своих трудовых и служебных обязанностей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: