Лекция 11. Правовой режим использования и охраны вод

План:

1. Воды как объект правовой охраны.

2. Понятие и виды права водопользования.

1. Воды как объект правовой охраны

Вода - это химическое соединение водорода и кислорода, существую­щее в жидком, твердом и газообразном состояниях276. Данное понятие не является правовым.

Для обозначения воды в правовом смысле используется термин «воды» и под ними по законодательству Республики Казахстан понимается сово­купность всех вод, сосредоточенных в водных объектах (п.9 ст.1 Водного кодекса РК от 9 июля 2003 года).

Согласно ст.5 Водного кодекса РК к водным объектам Республики Ка­захстан относятся сосредоточения вод в рельефах поверхности суши и не­драх земли, имеющие границы, объем и водный режим. Ими являются: мо­ря, реки, приравненные к ним каналы, озера, ледники и другие поверхност­ные водные объекты, части недр, содержащие подземные воды.

Как видим, существует принципиальное отличие между понятиями «во­да» и «воды». Первое является естественнонаучным, последнее - юридиче­ским. Первое обозначает вещество без учета пространственных характери­стик, а второе - то же вещество, находящееся в рельефах поверхности су­ши и недрах земли и поэтому имеющее определенные пространственные параметры.

Сравним эти два понятия.

Запас воды, находящейся на территории РК, можно условно подразде­лить на 3 части:

1. Вода, которая по своему физическому состоянию и положению в пространстве не может являться самостоятельным природным объектом, подлежащим охране, так как не поддается правовому регулированию. На­пример, водяные пары атмосферы, вода, растворенная в почве, вода, содер­жащаяся в животных и растительных организмах. Они охраняются лишь как

Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. — М.: Юридиче­ский Дом Юстицинформ, 1997. С. 19.





составная часть атмосферного воздуха, земель, животного и растительного мира.

2. Вода, составляющая поверхностные водоемы, подземные источники, ледники и т. д. Она может выступать в качестве самостоятельного объекта общественных отношений и может юридически обособляться.

3. Вода, отделенная от природной среды трудом людей, т. е. вода, цир­кулирующая в сети водопроводов, находящаяся в различных резервуарах, емкостях, сосудах и т. д.

Из вышеперечисленных категорий только вторая соответствует требова­ниям, предъявляемым к объекту природы, подлежащему охране нормами экологического права. Первая категория, как отмечалось выше, вообще не поддается правовому регулированию, а у третьей отсутствует характерный признак природного объекта - взаимосвязь со всей окружающей природной средой.

Отсюда следует, что понятие «вода» более широкое понятие, нежели «воды».

Юридическим признаком «вод» является их учет в водном фонде РК.

В Республике Казахстан запасы пресных вод составляют порядка 524 км3 (озера - 190, ледники - 80, реки - 101, водохранилища - 95, подземные воды - 5,8). Самыми крупными водоемами в Казахстане являются Каспий­ское и Аральское моря, озеро Балхаш. Насчитывается около 39 тыс. рек и временных водотоков, более 48 тыс. озер. К наиболее крупным водотокам относятся реки Иртыш, Или, Сырдарья, Ишим, Тобол, Урал, Тургай и Шу.

Водные ресурсы территориально распределены неравномерно. На вос­точный регион приходится 34,5%, северный - 4,2%, центральный - 2,6%, юго-восточный - 24,1%, южный - 21,2%, западный - 13,4%.

Воды входят в состав водного фонда РК при любой гидрологической ха­рактеристике независимо от количества и качества воды, имеющейся в том или ином водном объекте в данный период времени.

Так, в состав водного фонда РК входят реки, пересыхающие в некоторые периоды времени. Отсутствие воды не отменяет права и обязанности водо­пользователей, их осуществление как бы приостанавливается. Высохшие водоемы продолжают оставаться в водном фонде, выступая как своего рода юридическая условность, как номинал. Данный пример еще раз подтвер-


ждает, что водный фонд не масса воды, измеряемая в метрах, кубометрах и т. п., а совокупность качественно различных водных объектов278.

Рассмотрим особенности вод как природного объекта. Воды характери­зуются огромным видовым разнообразием, в отличие, например, от земли, которая в качестве объекта права является однородной категорией. Так, во­ды представлены реками, озерами, морями, прудами и т. д. Для того чтобы постоянно не перечислять все виды вод при формировании норм водного законодательства, законодатель установил единое понятие - «водоем».

Помимо видового многообразия, воды являются персонифицирован­ными, т. е. в большинстве своем водоемы имеют имя (реки Ишим, Иртыш, Тобол, озеро Балхаш, Каспийское море и т. д.).

Особенностью вод является и то, что категории и виды водных объектов различают не по основному целевому назначению, как, например, катего­рии земель, а по физико-географическим признакам.

Воды можно классифицировать по различным критериям.

Л. И. Дембо делит воды в зависимости от хозяйственного назначения на: а) судоходные и несудоходные; б) сплавные и несплавные; в) промысло­вые и непромысловые; г) оросительные сети и водосборно-коллекторные

\ - 279

сети; д) охранные и не подлежащие специальной охране.

Н. Б. Мухитдинов и А. Ж. Тукеев выделяют виды вод исходя из сле­дующих признаков.

По физико-географическим свойствам воды подразделяются на реки, озера, болота, пруды, водохранилища, воды каналов и магистральных водо­водов, подземные воды, ледники; воды Каспийского и Аральского морей в пределах государственной границы Республики Казахстан.

Важное значение имеет классификация вод на поверхностные и подзем­ные. Это деление позволяет полнее учитывать характер управления и поль­зования водными объектами, связь вод с другими природными ресурсами, в частности, с землей и недрами. Например, подземные воды являются объ­ектом двойного регулирования: как нормами водного законодательства, так и нормами горного законодательства.

Воды можно классифицировать на питьевые и непитьевые (промышлен­ные) воды. Для питьевых вод устанавливается особый правовой режим. Для питьевого водоснабжения предоставляются водные объекты, качество воды которых соответствует установленным санитарным требованиям.



Постановление Правительства РК «Об утверждении Программы по сохра­нению и рациональному использованию водных ресурсов, животного мира и разви­тию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года» от 8 октября 2007 года№ 914 //Справочная правовая система ЮРИСТ.


Новое в водном законодательстве. — М., 1972. С. 32. 279 Дембо Л. И. Основные проблемы советского водного законодательства. — Л., 1948. С. 66.


Также воды делятся на: а) специально охраняемые и свободно доступ­ные; б) пригодные для нужд гидроэнергетики и непригодные для этих нужд; в) судоходные и несудоходные; д) пригодные для нужд рыбного хозяйства и непригодные для этих нужд и т. д.

Кроме того, названными авторами предлагается деление вод на респуб­ликанские и местные. К республиканским относятся водные ресурсы, рас­положенные на территории нескольких областей или имеющие особое на­роднохозяйственное значение. Местными следует считать малые реки и водные объекты, используемые в пределах одной и той же области, района и т. д.280.

Интересна классификация вод, предусмотренная Водным кодексом Рос­сийской Федерации. В зависимости от физико-географических, гидроре­жимных и других признаков воды РФ подразделяются на поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море, подзем­ные водные объекты.

Поверхностные водные объекты - постоянное или временное сосредо­точение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Они делятся на поверхностные водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и снежники.

К поверхностным водотокам относятся поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения (реки и водо­хранилища на них, ручьи, каналы и т. д.).

Поверхностные водоемы - поверхностные водные объекты, воды кото­рых находятся в состоянии замедленного водообмена (озера, водохранили­ща, болота и пруды).

Ледники - движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности.

Снежники - неподвижные естественные скопления снега и льда, сохра­няющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.

Под внутренними морскими водами понимаются морские воды, распо­ложенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ши­рины территориального моря РФ. К территориальному морю РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соот­ветствии с нормами международного права и законодательства РФ.

Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравли­ческой связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты вод-

2 ° Мухитдинов Н. Б., Тукеев А. Ж. Право собственности на воды Республи­ки Казахстан в период перехода к рынку. - Алматы: Жет1 жаргы. С. 49-56.


ного режима. Под это понятие подпадают: водоносный горизонт - воды, со­средоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гид­равлической связи; бассейн подземных вод - совокупность водоносных го­ризонтов, расположенных в недрах; месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные усло­вия для извлечения подземных вод; естественный выход подземных вод -выход подземных вод на суше или под водой.

Примерно такую же классификацию предлагает Водный кодекс РК. Так, в соответствии с п.2 ст.11 Водного кодекса РК водные объекты подразде­ляются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты;

3) морские воды Республики Казахстан;

4) трансграничные воды.

Согласно ст. 12 ВК РК поверхностные водные объекты подразделяются на:

1) водоемы - реки и приравненные к ним каналы, озера, водохранилища, пруды и другие внутренние водоемы, территориальные воды;

2) ледники, болота.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов.

Согласно ст. 13 ВК РК к подземным водным объектам относятся:

1) водоносные зоны, горизонты и комплексы горных пород;

2) бассейн подземных вод;

3) месторождения и участки подземных вод;

4) естественный выход подземных вод на суше или под водой;

5) обводненные участки недр.

Согласно ст. 14 ВК РК к морским водам РК, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными РК, относятся воды Каспийского и Аральского морей в пределах Государственной границы РК.

В соответствии со ст. 15 ВК РК трансграничными водами являются по­верхностные и подземные водные объекты, которые обозначают и (или) пе­ресекают Государственную границу Республики Казахстан.

Также, Водным кодексом РК предусмотрена и другая классификация:

В соответствии с п.З ст.П ВК РК в зависимости от видов пользования водные объекты подразделяются на:

1) водные объекты общего пользования;

2) водные объекты совместного пользования;

3) водные объекты обособленного пользования;

4) водные объекты особо охраняемых природных территорий;


5) водные объекты особого государственного значения.

На наш взгляд, данная классификация не вполне удачна, так как объеди­няет виды водных объектов по различным основаниям - по способу пользо­вания (водные объекты общего пользования), по субъектному составу (вод­ные объекты совместного пользования, водные объекты обособленного пользования), по целевому назначению (водные объекты особо охраняемых природных территорий).

Воды выполняют ряд экологических функций:

- жизнеобеспечивающая. Воды обеспечивают естественные условия на Земле: они являются необходимым условием жизни человека, условием жизнеспособности растительного и животного мира;

- средообразующая. Воды являются средой обитания растительного и животного мира. Так, в водной среде Земли обитает около 150000 видов животных (примерно 7 % от общего их количества на земном шаре) и 10000 видов растений (8 %)281;

- климаторегулирующая. Воды определяют климат, поглощая или от­давая большое количество тепла, смягчая действие экстремальных темпера­тур. Так, мягкий климат восточных берегов Атлантики объясняется теплым течением Гольфстрим, а суровый климат ее западных берегов - холодным Лабрадорским282.

Экономическая функция вод заключается в том, что они служат сред­ством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства. Воды необходимы в сельском хозяйстве для орошения. Иногда воды испо­льзуются как сырье для промышленности, так как в них могут быть раство­рены необходимые вещества. Огромное количество воды потребляется для различных технологических процессов в отраслях промышленности, а так­же для бытовых и иных нужд. Движущие силы воды используются для нужд гидроэнергетики. Ряд водоемов служит путями для водного транспорта.

Культурно-оздоровительная функция вод заключается в том, что во­ды являются необходимым условием отдыха и лечения населения, водного спорта, туризма, спортивно-любительского рыболовства и т. п.

Воды выполняют и эстетическую функцию. Красивые ландшафты, ук­рашенные водоемами, воспитывают в человеке чувство прекрасного.

В соответствии со ст.8 ВК РК совокупность всех водных объектов в пре­делах территории Республики Казахстан, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр, составляет водный фонд Республики Казахстан.

281 Радкевич В. А. Экология. — Минск: Вышейшая школа, 1998. С. 42.

282 Гладков Н.А. и др. Охрана природы. - М.: Просвещение, 1975. С.54.


Согласно ст.8 ВК РК водный фонд Республики Казахстан находится в исключительной государственной собственности. Право владения, пользо­вания и распоряжения водным фондом осуществляет Правительство Рес­публики Казахстан. Действия физических и юридических лиц, нарушающие право государственной собственности на водные объекты, являются недей­ствительными и влекут ответственность, предусмотренную законами Рес­публики Казахстан.

Все воды водного фонда Республики Казахстан можно классифициро­вать на:

— реки, озера, болота, пруды, водохранилища, другие поверхностные водные ресурсы, а также воды каналов и магистральных водоводов;

— подземные воды;

— ледники и снежники (хотя последние не выделяются по законода­тельству РК);

— воды Каспийского и Аральского морей в пределах государственной границы Республики Казахстан.

Государственное управление в области использования и охраны вод строится на основе сочетания бассейнового и административно-территориального принципов, что связано с особенностями вод как объек­тов использования.

Бассейновый принцип управления - это управление водным фондом по гидрографическим признакам, реализуемое при распределении водных ресурсов в пределах бассейнов рек, озер и других водных объектов между административно-территориальными единицами (п.4 ст.1 ВК РК).

В отличие от земли, ее недр и лесов, которые могут использоваться обо­собленными участками, воды не поддаются локальному использованию. Они используются как определенное физическое и хозяйственное единство, причем неправильное их использование в одном месте может отразиться на состоянии других мест (например, сброс неочищенных вод в верховьях ре­ки существенно отразится на состоянии воды в нижнем течении). Так как многие водные объекты охватывают территории нескольких районов, об­ластей, то не всегда территориальные органы управления - акиматы - могут успешно решать те или иные вопросы водопользования на одном и том же бассейне (например, Урало-Каспийском) исходя только из местных условий и интересов, хотя последнее, конечно же, учитывается при регулировании водных отношений на данной территории. Поэтому кроме территориально­го управления организуется управление по бассейнам водных объектов. Та­ковы причины, обуславливающие применение водохозяйственно-бассейно-вого и административно-территориального принципов в государственном управлении в области использования и охраны вод.



г-

CO


со


ты в водном хозяйстве; 20) участвует в выработке приоритетных направле­ний межгосударственного сотрудничества в области использования и охра­ны водного фонда; 21) осуществляет сотрудничество с сопредельными го­сударствами по вопросам регулирования водных отношений, рационально­го использования и охраны трансграничных вод в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 22) разрабатывает правила уста­новления водоохранных зон и полос; 23) разрабатывает водохозяйственные балансы; 24) организует проведение специализированными государствен­ными учреждениями мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель; 25) утверждает правила первичного учета вод.

В соответствии со ст.38 ВК РК местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы): 1) устанавли­вают правила общего водопользования с учетом особенностей региональ­ных условий на основе типовых правил, утвержденных уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда; 2) утверждают региональные программы по рациональному использованию и охране вод­ных объектов и осуществляют контроль за их исполнением; 3) устанавли­вают порядок предоставления в пользование и изъятия водохозяйственных сооружений, находящихся в коммунальной собственности; 4) утверждают ставки платы за пользование водными ресурсами из поверхностных источ­ников.

Согласно ст.39 ВК РК местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы): 1) управляют водохозяй­ственными сооружениями, находящимися в коммунальной собственности, осуществляют меры по их защите; 2) устанавливают водоохранные зоны, полосы и зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения по согласованию с бассейновыми водохозяйственными управлениями, упол­номоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения; 3) предоставляют водные объекты в обособленное и со­вместное пользование по согласованию с уполномоченным органом в об­ласти использования и охраны водного фонда; 4) принимают участие в ра­боте бассейновых советов и в бассейновом соглашении; 5) разрабатывают региональные программы по рациональному использованию и охране вод­ных объектов, обеспечивают их реализацию; 6) осуществляют реализацию бассейновых программ по рациональному использованию и охране водных объектов; 7) согласовывают размещение и ввод в эксплуатацию предпри­ятий и других сооружений, влияющих на состояние вод, а также условия производства строительных, дноуглубительных и других работ на водных объектах, водоохранных зонах и полосах; 8) осуществляют информирова­ние населения о состоянии водных объектов, находящихся на соответст-


вующей территории; 9) разрабатывают ставки платы за пользование водны­ми ресурсами поверхностных источников; 10) реализуют мероприятия по субсидированию стоимости услуг по доставке воды сельскохозяйственным товаропроизводителям и подаче питьевой воды из особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения; 11) распределяют лимиты водопользования сре­ди водопользователей.

В Главе 7 ВК РК содержатся основные положения, регулирующие бас­сейновое управление в области использования и охраны водного фонда.

Бассейновые водохозяйственные управления - региональные органы (деятельность которых осуществляется и их полномочия распространяются на территорию двух и более областей) уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда, имеющие отделы в областях, ос­новной задачей которых является осуществление государственного управ­ления в области использования и охраны водного фонда на территории со­ответствующего бассейна (п.1 ст.40 ВК РК).

Бассейновые управления осуществляют следующие функции: 1) ком­плексное управление водными ресурсами гидрографического бассейна на основе бассейнового принципа; 2) координацию деятельности субъектов водных отношений по использованию водных ресурсов с целью достижения положительного экономического эффекта, разумного, справедливого и эко­логически устойчивого водопользования; 3) подготовку и реализацию бас­сейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов на осно­ве перспективных планов и программ развития в пределах соответствующе­го бассейна; 4) осуществление государственного контроля за использовани­ем и охраной водного фонда, соблюдением физическими и юридическими лицами водного законодательства РК; 5) ведение государственного учета, государственного водного кадастра и государственного мониторинга вод­ных объектов по бассейнам совместно с уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, уполномоченным органом по изучению и использованию недр; 6) выдачу, приостановление действия разрешения на специальное водопользование; 7) согласование заключений заинтересованных государственных органов: планов акиматов областей (го­рода республиканского значения, столицы) по рациональному использова­нию водных объектов соответствующего бассейна; предложений по опреде­лению мест строительства предприятий и других сооружений, влияющих на состояние вод; проектов строительства и реконструкции предприятий и других сооружений, влияющих на состояние вод; документов о проведении строительных, дноуглубительных, взрывных работ по добыче полезных ис­копаемых, водных растений, прокладке кабелей, трубопроводов и других


коммуникаций, рубке леса, а также буровых, сельскохозяйственных и дру­гих работ на водных объектах, водоохранных полосах и зонах; планов ме­роприятий водопользователей по сохранению, улучшению состояния вод­ных объектов; 8) участие в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного, сельскохозяйственного и жи-лищно-гражданского назначения, влияющих на состояние вод, а также в ра­ботах по ликвидации последствий, возникших в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 9) опреде­ление лимитов водопользования в разрезе водопользователей и по соответ­ствующему бассейну; 10) участие в утверждении запасов подземных вод; 11) осуществление контроля за режимом работы водохранилищ совместно­го пользования, крупных водохранилищ межотраслевого, межобластного и межгосударственного значения; 12) разработку планов забора воды и водо-деления по межобластным, межрегиональным, межгосударственным вод­ным объектам и контроль за их соблюдением; 13) согласование схемы ком­плексного использования и охраны вод соответствующего бассейна, правил эксплуатации водных объектов и водохозяйственных сооружений; 14) уча­стие в разработке водохозяйственных балансов по соответствующему бас­сейну; 15) согласование предложений о предоставлении водных объектов в обособленное и совместное пользование и условий водопользования в них; 16) предъявление требований о прекращении финансирования, проектиро­вания и строительства водохозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние вод, осуществляемых с нарушением установленных норм и пра­вил в области использования и охраны водного фонда; 17) передачу мате­риалов о нарушении водного законодательства РК в правоохранительные органы и суд для привлечения виновных к ответственности; 18) в случае нарушения водного законодательства РК предъявление в суд исков о воз­мещении ущерба, нанесенного государству; 19) информирование населения о проводимой работе по рациональному использованию и охране водного фонда, о принимаемых мерах по улучшению состояния и качества вод; 20) взаимодействие с акиматами областей (города республиканского значения, столицы) и другими заинтересованными государственными органами по вопросам использования и охраны водного фонда; 21) проведение работ по просвещению и воспитанию населения в деле рационального использования и охраны водного фонда; 22) пломбирует и регистрирует приборы учета вод, устанавливаемые на сооружениях или устройствах по забору или сбро­су вод физическими и юридическими лицами, осуществляющими право специального водопользования (п.1 ст.40 ВК РК).

Между бассейновыми управлениями, местными исполнительными орга­нами областей (города республиканского значения, столицы) и другими


субъектами, расположенными в пределах бассейна водного объекта заклю­чаются бассейновые соглашения о восстановлении и охране водных объ­ектов в целях объединения и координации их деятельности, а также реали­зации мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.

Бассейновые соглашения содержат обязательства сторон по кооперации сил и средств, необходимых для реализации конкретных водоохранных ме­роприятий, с указанием сроков их исполнения.

В соответствии со ст.43 ВК РК могут быть созданы бассейновые советы.

Бассейновый совет является консультативно-совещательным органом, создаваемым в рамках бассейнового соглашения.

Бассейновый совет, возглавляемый руководителем соответствующего бассейнового управления, состоит из руководителей местных представи­тельных и исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы), руководителей территориальных органов государст­венных органов и представителей водопользователей. В состав бассейново­го совета могут также входить представители общественных объединений. Организация работы бассейнового совета возлагается на бассейновое управление.

Бассейновый совет рассматривает актуальные вопросы в области ис­пользования и охраны водного фонда, вносит предложения и рекомендации для участников бассейнового соглашения.

Управление водами направлено на обеспечение рационального водо­пользования и охрану водных ресурсов.

В соответствии со ст. 112 Водного кодекса РК все воды в РК подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут нарушить экологическую устойчивость природных систем, причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение усло­вий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие измене­ния физических, химических, биологических свойств вод, снижения их спо­собности к естественному воспроизводству и очищению, нарушения гидро­логического и гидрогеологического режима вод.

В соответствии с п. 41 ст. 1 ВК РК охрана водных объектов - деятель­ность, направленная на сохранение, восстановление и воспроизводство вод­ных объектов, а также на недопущение вредного воздействия вод.

Водные объекты подлежат охране с целью предотвращения: 1) наруше­ния экологической устойчивости природных систем; 2) причинения вреда жизни и здоровью населения; 3) уменьшения рыбных запасов и других вод­ных животных; 4) ухудшения условий водоснабжения; 5) снижения способ­ности водных объектов к естественному воспроизводству и очищению; 6) ухудшения гидрологического и гидрогеологического режима водных объек-


тов; 7) других неблагоприятных явлений, отрицательно влияющих на физи­ческие, химические и биологические свойства водных объектов.

Охрана водных объектов осуществляется путем: 1) предъявления общих требований по охране водных объектов ко всем водопользователям, осуще­ствляющим любые виды пользования ими; 2) предъявления специальных требований к отдельным видам хозяйственной деятельности; 3) совершен­ствования и применения водоохранных мероприятий с внедрением новой техники и экологически, эпидемиологически безопасных технологий; 4) ус­тановления водоохранных зон, защитных полос водных объектов, зон сани­тарной охраны источников питьевого водоснабжения; 5) проведения госу­дарственного и других форм контроля за использованием и охраной водных объектов; 6) применения мер ответственности за невыполнение требований по охране водных объектов.

В объективном смысле правовая охрана вод - совокупность право­вых норм, регулирующих общественные отношения по предотвращению вредных последствий антропогенного развития на воды, сохранению и вос­производству водных ресурсов.

В субъективном смысле правовая охрана вод - это деятельность го­сударства, физических и юридических лиц, КФХ по реализации правовых норм, закрепляющих меры по предотвращению вредных последствий ан­тропогенного развития на воды, сохранению и воспроизводству водных ре­сурсов.

Как уже было отмечено водные объекты подлежат охране от:

1) природного и техногенного загрязнения вредными опасными химиче­скими и токсическими веществами и их соединениями, теплового, бактери­ального, радиационного и другого загрязнения;

2) засорения твердыми, нерастворимыми предметами, отходами произ­водственного, бытового и иного происхождения;

3) истощения.

В соответствии со ст. 113 ВК РК загрязнением водных объектов при­знается сброс или поступление иным способом в водные объекты предме­тов или загрязняющих веществ, ухудшающих качественное состояние и за­трудняющих использование водных объектов.

Охрана водных объектов осуществляется от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух).

Это не только растворение в воде химических вещества в количествах сверх допустимых норм (химическое загрязнение), но и тепловое загрязне­ние - повышение температуры воды, появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях (бактериальное загрязнение), а также радио-


активными элементами (в том числе естественными) и веществами. Особой разновидностью загрязнения можно назвать зарастание водоемов водорос­лями, гниение которых приводит к тому, что качество воды ухудшается, так как она приобретает гнилостный запах и неприятный вкус.

В результате загрязнения вод причиняется вред не только самим водам, экономике, но и здоровью человека. Так, по данным Всемирной организа­ции здравоохранения (ВОЗ) ежегодно в мире от недоброкачественной воды страдает свыше 500 миллионов человек, что составляет примерно 25 % за­нятости больничных коек283.

Для предотвращения и пресечения загрязнения вод определяются ис­точники загрязнения, под которыми понимаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных ве­ществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничи­вающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов284.

К основным источникам загрязнения относят: а) промышленные пред­приятия, осуществляющие сброс сточных вод; б) предприятия коммуналь­но-бытового хозяйства, сбрасывающие отходы канализации; в) сельскохо­зяйственные предприятия, применяющие ядохимикаты; г) водный транс­порт; д) предприятия по добыче полезных ископаемых (шахты, рудники, нефтепромыслы).

Охрана вод от загрязнения осуществляется путем регулирования дея­тельности указанных источников загрязнения. К производственной дея­тельности допускаются предприятия, соответствующие экологическим тре­бованиям, оснащенные очистительными установками и средствами наблю­дения за сточными водами. Для сброса сточных вод и загрязняющих ве­ществ каждому источнику загрязнения необходимо получение специально­го разрешения. В своей деятельности предприятия должны соблюдать нор­мативы предельно допустимых сбросов вредных веществ, не допускать пре­вышения нормативов предельно допустимых концентраций вредных ве­ществ в воде, осуществлять технические мероприятия, направленные на предотвращения загрязнения вод: очистка сточных вод и повторное их ис­пользование, устройство оборотных схем водоснабжения, использование эффективных технологических процессов производства. Каждый источник загрязнения должен вести учет сбрасываемых вод, производить их анализы,

Вода, которую мы пьем //Экономика и жизнь. — 1991. —№2. — С. 50. 284 Кузнецова Н. В. Экологическое право. — М: Юриспруденция, 2000. С. 124.



сообщать контролирующим органам об аварийных и чрезвычайных ситуа­циях, влияющих на состояние вод.

В целях охраны водных объектов от загрязнения запрещаются:

1) применение ядохимикатов, удобрений на водосборной площади вод­ных объектов. Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные ме­роприятия на водосборной площади и зоне санитарной охраны водных объ­ектов проводятся по согласованию с уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

2) сброс и захоронение радиоактивных и токсичных веществ в водные объекты;

3) сброс в водные объекты сточных вод промышленных, пищевых объ­ектов, не имеющих сооружений очистки и не обеспечивающих в соответст­вии с нормативами эффективной очистки;

4) проведение на водных объектах взрывных работ, при которых исполь­зуются ядерные и иные виды технологий, сопровождающиеся выделением радиоактивных и токсичных веществ;

5) применение техники и технологий на водных объектах и водохозяйст­венных сооружениях, представляющих угрозу здоровью населения и окру­жающей среде.

Согласно ст.114 ВК засорением водных объектов признается попада­ние в них твердых, производственных, бытовых и других отходов, а также взвешенных частиц, в результате чего ухудшается гидрологическое состоя­ние водного объекта и затрудняется водопользование.

Различие между загрязнением и засорением заключается в том, что в ре­зультате последнего в водоем поступают нерастворимые предметы, а каче­ство воды не изменяется. Водоемы засоряются в результате сброса в них производственных отходов, бытового мусора, при проведении строитель­ных, дноуглубительных, взрывных работ.

Сброс в водные объекты и захоронение в них твердых, производствен­ных, бытовых и других отходов запрещаются.

Не допускается засорение водосборных площадей водных объектов, ле­дяного покрова водных объектов, ледников твердыми, производственными, бытовыми и другими отходами, смыв которых повлечет ухудшение качест­ва поверхностных и подземных водных объектов.

Ст. 115 ВК РК дает понятие истощения вод. Истощенностью водных объектов признается уменьшение минимально допустимого уровня стока, запасов поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод.

Следует отметить, что данное понятие включает в себя сокращение ко­личества воды, вызванное антропогенной деятельностью и носящее устой­чивый характер. Сюда не относятся колебания стока воды в реках или из-


менения запаса воды в иных водных объектах, вызванные естественными причинами.

Наиболее ярким примером истощения вод в Республике Казахстан явля­ется истощение Аральского моря. За 35 лет, с 1960 по 1995 гг., Аральское море недополучило около 1000 кубических километра речных вод, в ре­зультате чего уровень моря снизился на 75 %, а площадь зеркала воды более чем на половину. Море разделилось на две части - Большой и Малый Арал - и отошло от берегов местами более чем на 100-150 км, обнажив более 33 тысяч квадратных километра засоленного бывшего дна285.

В целях предотвращения истощенности водных объектов физические и юридические лица, пользующиеся водными объектами, обязаны:

1) не допускать сверхлимитного безвозвратного изъятия воды из водных объектов;

2) не допускать на территории водоохранных зон и полос распашки зе­мель, купки и санитарной обработки скота, возведения построек и ведения других видов хозяйственной деятельности, приводящих к истощению вод­ных объектов;

3) проводить водоохранные мероприятия.

Общие экологические требования при использовании вод установлены Главой 33 Экологического кодекса РК.

Согласно ст. 224 ЭК РК на водных объектах общее водопользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством Рес­публики Казахстан.

Физические и юридические лица обязаны соблюдать правила общего водопользования, установленные местными представительными органами областей (города республиканского значения, столицы).

Размещение предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов, производится с соблюдением условий и правил охраны окружающей среды, охраны недр, санитарно-эпидемиологической, про­мышленной безопасности, воспроизводства и рационального использования водных ресурсов, а также с учетом экологических последствий деятельно­сти указанных объектов.

Строительство, реконструкция, эксплуатация, консервация, ликвидация предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объек­тов, осуществляются при наличии положительных заключений уполномо­ченных государственных органов в области охраны окружающей среды, ис-

Информационный экологический бюллетень. Итоговый выпуск. 1997 год. — Алматы, 1998. С. 26-28.


пользования и охраны водного фонда, промышленной безопасности и госу­дарственного органа санитарно-эпидемиологической службы.

В ст.225 ЭК РК указывается, что использование природных водных объектов для сброса сточных вод запрещается.

Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты и недра допускает­ся при наличии соответствующих экологических разрешений на эмиссии в окружающую среду.

При этом сброс сточных вод в поверхностные водные объекты допуска­ется по разрешению уполномоченного государственного органа в области использования и охраны водного фонда, сброс сточных вод в недра — при наличии положительного заключения экспертизы, проводимой в соответст­вии с законодательством РК о недрах и недропользовании.

Природопользователи, имеющие накопители сточных вод, обязаны при­нимать необходимые меры по предотвращению их воздействия на окру­жающую среду, а также осуществлять рекультивацию земель, занятых эти­ми накопителями после прекращения их эксплуатации.

Природопользователь не может превышать установленные нормативы концентрации загрязняющих веществ в сточных водах или вводить в состав сточных вод новые вещества, не предусмотренные в экологическом разре­шении. При нарушении указанных требований сброс сточных вод должен быть прекращен. Сбрасываемая в открытые водоемы вода должна быть прозрачной, без окраски, запаха, не содержать болезнетворные бактерии и вредные для здоровья человека и животных вещества в концентрациях, пре­вышающих гигиенические нормативы. Температура сбрасываемой воды не должна превышать 30 градусов по Цельсию.

В сбрасываемой воде не должны находиться вещества, агрессивно дей­ствующие на бетон и металл.

Не допускается сброс сточных вод независимо от степени их очистки в поверхностные водоемы в зонах санитарной охраны источников централи­зованного питьевого водоснабжения, курортов, в местах, отведенных для купания.

За невыполнение экологических требований виновные несут дисципли­нарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность.

Перечень водных правонарушений дается в ст. 139 Водного кодекса РК. Их можно условно подразделить на водные правонарушения, посягаю­щие на воды (они носят экологический характер), и водные правонару­шения, посягающие на установленный в РК порядок водопользования, права и законные интересы собственника вод и водопользователей.

В первую группу входят:


- бесхозяйственное использование подземных и поверхностных вод, до­бытых или отведенных из водных объектов;

- загрязнение, засорение и истощение поверхностных и подземных вод, источников питьевого водоснабжения;

- нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их за­грязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;

- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

- непроведение гидротехнических, технологических, лесомелиоратив­ных, санитарных и других мероприятий, обеспечивающих охрану вод от за­грязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния режима вод;

- самовольное строительство зданий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние рек и других водоемов.

Ко второй группе относятся:

- самовольный захват водных объектов;

- самовольное водопользование;

- переуступка права водопользования;

- забор воды с нарушением лимитов;

- самовольное производство гидротехнических работ;

- уничтожение водоохранных и водохозяйственных знаков;

- нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств;

- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, а также противопожарных систем водоснабжения;

- самовольное бурение скважин на воду и строительство водозаборов подземных вод;

- нарушение правил ведения первичного учета вод и их использования;

- искажение данных учета и отчетности государственного водного када­
стра, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

- воспрепятствование регулированию водными ресурсами в интересах их
комплексного использования, экологии и вододеления.

Административная ответственность наступает по нормам Кодекса РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. (ст. 124 «Нару­шение права государственной собственности на воды»; ст. 261 «Нарушение правил размещения отходов производства и потребления, сброса сточных вод»; ст. 276 «Нарушение правил охраны водных ресурсов»; ст. 277 «По­вреждение водохозяйственных сооружений, устройств и противопожарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации»; ст. 278 «Само-


вольное строительство, влияющее на состояние водоемов»; ст. 279 «Нару­шение правил ведения первичного учета вод и их использования»; ст. 280 «Искажение данных учета и отчетности водных ресурсов»; ст. 281 «Воспре­пятствование регулированию водными ресурсами»).

Уголовная ответственность наступает за преступления, предусмот­ренные ст. 281 «Загрязнение, засорение и истощение вод», ст. 283 «Загряз­нение морской среды».

Гражданско-правовая ответственность в области использования и охраны вод наступает за причинение вреда водам, правам и законным инте­ресам водопользователей.

К материальной и дисциплинарной ответственности привлекаются лица, совершившие нарушения водного законодательства при осуществле­нии своих трудовых и служебных обязанностей.

В охране вод от загрязнения, засорения и истощения принимают участие и органы внутренних дел РК. Они оказывают содействие органам Комитета по водным ресурсам в осуществлении мер по охране вод. Подразделения ОВД (патрульная полиция, дорожная полиция и т. д.) при обнаружении на­рушения водного законодательства обязаны своевременно информировать об этом водные органы, как при осуществлении специальных совместных рейдов, так и при обычном несении службы. Также в охране вод участвуют специальные охранные подразделения МВД РК, которые на договорной ос­нове охраняют водные объекты.

В необходимых случаях работники ОВД возбуждают уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 281, 283 УК РК, рассматривают административные правонарушения по ст. 277 «Повреждение водохозяйст­венных сооружений, устройств и противопожарных систем водоснабжения, нарушение правил их эксплуатации» Кодекса РК об административных пра­вонарушениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: