Э. Крепелин (1910); немецкая школа психотехников (1930-е); Мясищев В.Н. (1935), Асеев (1970)
Близки по внешним проявлениям; различны по механизмам возникновения, синдромам проявлений и влиянию на деятельность. Классы экстенсивных состояний!
ССР | Причины развития | Синдромы проявления |
утомление | Продолжительность и интенсивность рабочей нагрузке | - истощение ресурсов -дискоординация процессов, обеспечивающих выполнение работы -мотивация – на отдых |
монотония | Однообразие работы: · Повторение стереотипных действий · Обедненная среда | -сниженный сознательный контроль за выполнение работы -Флуктуация уровня бодроствования -Ровный эмоциональный фон -Мотивация – на смену деятельности |
Психическое пресыщение | - | -неприятие малоосмысленной и субъективно неинтересной работы Мотивация – на отказ от деятельности |
Стресс (Эмоциональная напряженность) | Изменение ситуации: -фактор новизны -рост сложности -рост значимости | Повышенная мобилизация ресурсов Мотивация – на преодоление затруднений |
Диагностика и оценка
Диагностика – способность распознавать.
Общая направленность диагностической работы:
· Оценка наличного положения дел
· Прогнозирование развития
Цель диагностики -> «Референтное событие» -> Целевое событие
Виды наиболее распространенных прикладных задач по оценке ФС
1. Оценка надежности деятельности человека непосредственно в процессе работы (диагностика актуального ФС)
2. Оценка готовности специалиста к выполнению деятельности в конкретной ситуации (кратковременный прогноз развития ФС)
3. Оценка потенциальных возможностей человека надежно/успешно правляться с профессиональными задачами (долговременный пргноз в плане профпригодности)
4. Оценка угрожающих факторв для здоровья/благополучия работающих, занятых на определенных профессиональных позициях (долговременный проноз в плане профессионального долголетия, сохранения трудоспособности)
5. Экспертиза «трудных ситуаций», аварий, несчастных случаев (оценка роли «человеческого фактора» при возникновении различных инцидентов)