Под организационной структурой обычно понимается совокупность элементов организации (должностей и структурных подразделений) и связей между ними. Связи между должностями и структурными подразделениями могут быть либо вертикальные (административно-функциональные), по которым протекают административные процессы принятия решений, либо горизонтальные (технологические), по которым протекают процессы выполнения работ. При этом выделять горизонтальные и вертикальные связи и процессы в «чистом» виде можно лишь на низком уровне декомпозиции деятельности по проекту (близком к отдельным операциям), а на среднем и высоком уровне вся деятельность по реализации проекта складывается из комбинированных («диагональных») процессов и связей.
Выбор и дальнейшие проектирование, анализ и создание организационной структуры является ответственной, сложной, междисциплинарной, слабо структурируемой и плохо формализуемой деятельностью. Тем не менее, в последнее время было создано множество инструментов, позволяющих достаточно эффективно осуществлять выбор, разработку и создание организационной структуры управления проектами.
К общим принципам построения организационных структур управления проектами можно отнести следующие:
- Соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта;
- Соответствие организационной структуры содержанию проекта;
- Соответствие организационной структуры требованиям внешнего окружения проекта.