Организационная структура и система взаимоотношений участников проекта

Система взаимоотношений участников проекта предъявляет определенные требования к возможной организационной структуре проекта. Можно привести следующую классификацию схем организационных структур управления проектами, связанную с типами взаимоотношений участников проекта:

- «Выделенная» организационная структура

- «Управление по проектам»

- «Всеобщее управление проектами»

- «Двойственная» организационная структура

- «Сложные» организационные структуры

Первые три типа организационных структур («выделенная», «управление по проектам» и «всеобщее управление проектами») применяются в следующих случаях:

  1. Генеральным подрядчиком проекта является одна организация, которая берет на себя функции управления проектом и выполняет все работы по реализации проекта, либо основную часть таких работ.
  2. Заказчиком, генеральным подрядчиком и инвестором является одна и та же организация (это так называемые «внутренние» проекты, которые реализуются одними структурными подразделениями предприятия для других его подразделений).

«Двойственная» организационная структура применима в следующих случаях:

  1. Заказчик и генеральный подрядчик проекта имеют одинаково большое значение в процессах принятия решений, протекающих в системе управления проектом, либо выполняют работы одинаковой важности.
  2. Существует два равнозначных инвестора или инициатора проекта, одинаково заинтересованных в результатах проекта и принимающих активное участие в его реализации.

«Сложные» организационные структуры управления проектами могут быть реализованы в случае участия в проекте трех и более организаций, выполняющих различные значимые функции в этом проекте.

Схемы организационных структур обычно реализуются на практике при помощи соответствующих положений контрактов, заключаемых участниками проекта.


«Выделенная» организационная структура

«Управление по проектам»


«Всеобщее управление проектами»

«Двойственная» организационная структура

«Сложные» организационные структуры

В случае участия в проекте более двух различных организаций, имеющих различные значимые функции в этом проекте, возможно реализовать так называемые «сложные» организационные структуры управления проектами, имеющие три принципиальные разновидности, в зависимости от того, кто осуществляет функцию общего управления проектом:

  1. Общее управление проектом реализует Заказчик.
  2. Общее управление проектом реализует Генеральный подрядчик.
  3. Общее управление проектом реализует специализированная Управляющая фирма.

«Сложные» организационные структуры

(Общее управление проектом – функция Заказчика)

«Сложные» организационные структуры

(Общее управление проектом – функция Генерального подрядчика)

«Сложные» организационные структуры

(Общее управление проектом – функция Управляющей фирмы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: