Время, скорость доставки грузов и степень их сохранности являются важнейшими показателями качества тр-тной продукции, оказывающими непосредственное влияние на качество и эффективность тр-тного обслуживания производства.
Ускорение доставки уменьшает, а замедление – увеличивает массу грузов, единовременно находящуюся в процессе обращения на транспорте (в натуральном или стоимостном измерении). Это означает соответственно ускоренный или замедленный переход грузов транспортной сферы в сферу производственного или личного потребления.
Потребность в стоимостном измерении грузовой массы в пути возникла из нужд практики, главным образом в целях экономического сравнения видов транспорта и способов перемещения, различающихся продолжительностью доставки грузов:
v для сетевого уровня управления стоимость грузовой массы, единовременно находящейся в пути М определяется:
М = Цгр * åРгод * tгод/ 365
Цгр=средняя цена 1 т перевозимых грузов, руб.;
åРгод =годовой объем перевозок грузов;
|
|
tгод =среднее время (продолжительность) доставки грузов, сут.;
v для сети дорог и их отделений:
М = (Цгр * åРгод / 365) * (lгр / vд) или М = Цгр * åРLгод / (365*vд)
lгр =средняя дальность перевозок грузов или груженый рейс вагона, км;
vд = средняя скорость доставки груза, км/сут.;
åРLгод =годовой грузооборот соответственно сети, дороги или отделения, т-км;
v для отдельных ж.д. линий или участков:
М = (Цгр *Ггод * lлин / (365*24*vм) или М = Цгр * åРLлингод / (365*24*vм)
Ггод =годовая густота грузопотока на ж.д. линии или участке, т-км на 1 км;
lлин =протяженность ж.д. линии или участка, км:
vм= маршрутная или участковая скорость передвижения вагонов с грузами на ж.д. линии или участке, км/ч;
v стоимость грузовой массы, единовременно находящейся на станциях погрузки и выгрузки в процессе выполнения грузовых операций с вагонами и на тр-тных складах, при хранении грузов определяется:
М = (Цгр *åРгр * tгр / (365*24) или М = Цгр * åРгр * tхр / (365*24)
åРгр= годовой объем отправления и прибытия (в сумме) грузов по станции;
tгр =среднее время нахождения грузов на станции в расчете на одну грузовую операцию ч;
tхр= среднее время хранения грузов на складах ст-ции по отправлению и по прибытию, ч.
Уровень сохранности перевозимых грузов может быть выражен абсолютными и относительными показателями:
· общими потерями (в натуральном и стоимостном измерении) или убытками
· удельными их величинами по отношению к объему перевозок или грузообороту.
Общая сумма убытков от утраты, порчи или повреждения грузов может быть определена по данным статистической отчетности для всех предъявленных транспорту претензий грузовладельцев с выделением из них части претензий, принятых на ответственность транспорта и оплаченных им.
|
|
Повышение сохранности перевозимых грузов выражается обычно снижением их потерь (от утраты, порчи и повреждения) по сравнению с установленными нормативами естественной убыли, а также снижением убытков от уплаты штрафов грузовладельцам за допущенные транспортом несохранные перевозки. Нормы естественной убыли, утвержденные в Правилах перевозок грузов, отражают не все потери, а лишь ту их часть, которая зависит от естественных свойств грузов и за которую при соблюдении нормальных условий перевозок транспорт не несет материальной ответственности. Фактические потери, которые обычно выше нормативных, складываются из потерь по нормам естественной убыли грузов и их сверхнормативных потерь, ответственность за которые распределяется между грузовладельцами и транспортом.
Удельные относительные показатели потерь и убытков более сопоставимы и позволяют анализировать уровень сохранности при перевозке грузов разными способами с участием разных видов транспорта и для разных уровней управления. При наличии достоверной отчетности представляется возможным определять потери и убытки в масштабе всей транспортной системы (ТС) страны при перемещении грузов непосредственно от мест производства к местам потребления, включая хранение на складах транспорта и грузовладельцев. В последнем случае речь идет о сохранности как показателе качества транспортного обслуживания народного хозяйства всеми видами транспорта, входящими в ТС страны, и внутрипроизводственным транспортом.
Экономический ущерб, связанный с текущими потерями грузов за год, опр-ся:
Упэгр = Цгр *åРгод *а / 100 или Упэгр = (Цгр – Цгрост)*åРгод * а' / 100
Цгр, Цгрост = начальная и остаточная цена 1 т перевозимых грузов, руб;
а, а' =нормативные или фактические потери от перевозимых грузов соответственно при полной их утрате или частичном повреждении (порче), %.
Возникает вопрос, каким образом включить величину М при экономич. сравнении мероприятий по срокам окупаемости и коэффициенту эффективности. Величину М принято суммировать с инвестициями по каждому сравниваемому варианту мероприятий. Полученную в результате расчета величину М суммируют с капит. вложениями:
Трок = (К2 + М2) – (К1 – М1) / (Э1 –Э2) < Тнок
При сравнении множества мероприятий:
Спр1 = Эi + Ен * (Кi + Мi) стремиться к min
Спр1 = Эi + (Кi + Мi) / Тнок стремиться к min
Важным показателем качества перевозочного процесса является степень его равномерности и ритмичности, которая может быть измерена соответствующими коэффициентами, отражающими колебания размеров этих перевозок во времени и в пространстве (по регионам, направлениям, участкам сети путей сообщения), – коэффициенты неравномерности, обратности, "пика-фактора".
43.Основные принципы, виды и методы планирования на железнодорожном транспорте.
План – это программа работ, подкреплённая соответствующими трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.
Планы делятся на:
Ø долгосрочные (>10 лет);
Ø среднесрочные (3-5 лет;
Ø текущие (1 год, квартал, месяц, оперативный план).
Структура годового плана:
1. Показатели объёма работ.
2. Технико-производственные (качественные) показатели работ.
3. План по труду (производительность труда, численность работников, среднемесячная заработная плата и фонд заработной платы).
4. План эксплуатационных расходов (по статьям расходов и по элементам затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материал, топливо, эл. энергию, прочие материальные затраты, амортизация).
5. Калькуляция себестоимости.
|
|
Порядок формирования плана.
1. Ряд показателей плана устанавливается на основе схем грузопотоков и вагонопотоков (т-км эксплуатационные, т-км брутто, ваг-км, поездо-км)
2. Ряд показателей устанавливается на основе производственной мощности локомотивного и вагонного депо (программа ремонта локомотивов и вагонов и т.п.).
3. Численность, фонд заработной платы, доходы и расходы устанавливаются расчётно. Каждое предприятие разрабатывает план в условиях заданного объёма работ и лимитов численности, фондов заработной платы и расходов.
Система оплаты труда в ОАО РЖД.
1. определение тарифной з/п с учетом разряда рабочего
2. рассчитывают КТУ с учетом + и - данного конкретного работника в работе
3. тарифная з/п уменьшается на КТУ
недостатки КТУ:
1. субъективность в установлении КТУ
2. существенная зависимость члена бригады от бригадира
для тарифной, бестарифной и бригадной системы основным источником выплаты з/п по всем категориям работающих являются фонд з/п может быть рассчитан на основе:
1. среднесписочной плановой численности работающих Чсп.план.* сред. з/п* 1работающего c доплатами и надбавками
2. общего объема выпускаемой продукции* на норматив з/п*1 рубль выпускаемой продукции
з/п является объектом государственного регулирования, что осуществляется посредствам трудового кодекса
все вышеперечисленные системы оплаты труда не совершенны.
состав з/п:
1. постоянная:
* тарифная ставка
* должностной оклад
2. переменная:
* премии:
ФОТ:
текущие и единовременные
и др источники
* надбавки:
выплаты компенсирующего характера
выплаты стимулирующего характера
региональное регулирование
* доплаты
* сдельный приработок
* вознаграждения за год
выплаты компенсирующего характера:
* выплаты рабочих, занятых на тяжелых работах и работах связанных с вредными, опасными условиями труда
* в ночное время 40% за каждый час работы
* сверхурочная работа за первые 2часа в 1,5 размере, за последующие часы в 2ом размере
* работа в выходные дни двойная расценка
* за разъездной характер работы
|
|
* за подвижный характер работы
* в период особо сложных метеорологических условия работы на открытом воздухе на 10% повышается часовые тарифные ставки, должностные оклады
выплаты стимулирующего характера:
* за профессиональное мастерство
* классные звания работником определенных профессий
* руководителям и специалистам за ученые степени
* за высокий уровень квалификации
* за высокие достижения в труде,За выполнение особо важной работы.
Региональная надбавка (регулирование)
Доплата осуществляется дифференцируемо в зависимости от конкретных районов и выслуги лет. Мах допустимая надбавка равна 40%.
Материальное поощрение- премии, возможны за:
-повышение эффективности результатов труда;
-по снижению производственных издержек;
-обеспечение режима экономии, регионального использования материальных и топливно-энергетических ресурсов;
-за выполнение особо важных заданий;
-к юбилейным датам;
-работ, обеспечивающих безаварийную работу;
-вознаграждение за год по филиалам и подразделениям;
Оплата труда рабочих осуществляется по тарифной сетке, которая состоит из 4 уровней:
1. Оплата труда рабочих не связанных с движением поездов, ремонтом и обслуживанием ж.д. подвижного состава и технических средств.
2. Связанные с движением поездов, ремонтом и обслуживанием ж.д. подвижного состава и технических средств.
3. Обслуживание и содержание путей со скоростным движением и высокоскоростными линиями.
4. Оплата рабочих локомотивных бригад
6.Планирование доплат и надбавок:
Кроме тарифной ставки при расчете среднемесячной з/п учитывают стимулирующие и компенсирующие доплаты. Доплаты компенсирующие:
1)за работу в праздничные дни: 12*100/366=3,3%
2)за работу в ночное время – считается с 22 до 6 утра, каждый час оплачитваеся на 40% выше:8*0,4*100/24=13,3
3)доплаты за класс-квалификации – для лок бригад за право управления несколькими видами устанавливается доплата от10-25% от тар ставки
4)региональная надбвка – до 70% от тар ставки
5)премии – на каждом предприятии разрабатываются положения о премировании, в котором приводятся показатели за которые начисляется премия и ее размер.
12. Планирование производственной деятельности станции.
На станции начинается и завершается производственный процесс – перевозка. Станция является структурным подразделением отделения дороги.
По своему назначению и парку станции делятся на:
Ø грузовые;
Ø сортировочные;
Ø участковые;
Ø промежуточные.
Годовой план работы составляется на грузовой и сортировочной станциях.
Грузовая станция. Её основное назначение – выполнение грузовой и коммерческой работы.
На грузовой станции производится приём к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, сортировка грузов, переработка контейнеров, оформление перевозочных документов, коммерческих документов, обслуживание информацией грузоотправителей и грузополучателей о подходе, прибытии и выдаче грузов.
Сортировочная станция. Её основное назначение – приём и отправление поездов, их расформирование и формирование, пропуск поездов без переработки и с переработкой, устранение выявленных неисправностей вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад.
Станция наделяется производственными фондами, обеспечивается трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами.
В основных фондах станции находятся: осветительные машины и здание конторы.
Основные задачи станции:
1. Выполнение плана перевозки грузов.
2. Обеспечение безопасности движения поездов.
3. Охрана грузов и подвижного состава; охрана окружающей природной среды.
4. Снижение эксплуатационных расходов и повышение производительности труда.
Для реализации этих задач станция выполняет следующие функции:
1. Приём, отправка, пропуск поездов в соответствии с графиком движения.
2. Приём к перевозке, погрузка, выгрузка, сортировка груза.
3. Выдача грузов и оформление перевозочных документов.
Расформирование и формирование поездов в соответствии с планом.
13. С танция осуществляет производственную хозяйственную деятельность в соответствии с планом отделения дороги. Для разработки годового плана отделения дороги задаёт:
1. Выгонооборот, отправление вагонов с подразделением на транзитные с переработкой и транзитные без переработки, а также местные вагоны.
2. Рабочий парк вагонов.
3. Число маневровых локомотивов.
По грузовой работе:
1. Отравление грузов в тоннах и вагонах.
2. Прибытие грузов в тоннах и вагонах.
Каждая станция устанавливает задание по производительности труда, численности работников, лимиту фонда заработной платы и эксплуатационных расходов.
Структура годового плана:
1. Показатели объёма работы.
2. Качественные показатели.
3. План по труду.
4. План эксплуатационных расходов.
На основе установленных отделением дороги для станции объёма отправления (погрузки) грузов (тыс. т/год) и прибытии (выгрузки) определяется количество погруженных и выгруженных тонн на каждой станции.
Ргод = Рпогр+Рвыгруж (в тыс. т)
Количество погруженных и выгруженных вагонов (т/сут.) рассчитывается только по погрузке (делением объёма погрузки на среднюю статическую нагрузку):
В = Рпогр/(Рст*366)
Средняя статическая нагрузка определяется структурой грузов, структурой вагонного парка и техническими нормами загрузки по радом грузов.
Местные вагоны – такие вагоны, с которыми выполняется хотя бы одна грузовая операция.
Вагонооборот станции – это сумма транзитных вагонов с переработкой, транзитных вагонов без переработки и местных вагонов.
Рабочий парк вагонов:
Пв= (Птр.с.пер*tтр.с.пер+Птр.без.пер*tтр.без.пер+Пместн*tместн)/24
где П - число соответствующих вагонов, t – время простоя.
Рабочий парк определяется каждые сутки, и каждое превышение нормы оценивается как отрицательный результат.
Количество маневровых локомотивов устанавливается для каждой станции отделением дороги. И это отделение оплачивает работу локомотивов.