Информатизация общества. Информатика и информационные технологии

Информатика и информационные технологии

Слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Information (информация) и Automatique (автоматика), что выражает ее суть как науки об автоматической обработке информации.
В качестве источников информатики обычно называют две науки – документалистику и кибернетику.

Предмет и задачи информатики

Информатика –это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Предмет информатики составляют аппаратное и программное обеспечение средств вычислительной техники, средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения, а также средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами. Предмет информатики нередко называют информационными технологиями.
Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель система­тизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффектив­ных технологий, в автоматизации этапов работы с данными, а также в методическом обеспечении новых технологических исследований.
Можно выделить следующие направления для практических приложений:

· архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);

· интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);

· программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ);

· преобразование данных (приемы и методы преобразования различных структур данных);

· защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных от несанкционированного доступа);

· автоматизация каких-либо видов деятельности (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);

· стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, а также между форматами представления данных, относящихся к различным типам вычислительных систем).

Информатизация общества

Первая революция связана с появлением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.
Вторая революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило общество и культуру.
Третья революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества и появлением телеграфа, телефона, радио, телевидения, позволяющих оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме.
Четвёртая революция (70 – 80-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной технологии, благодаря чему были созданы персональные компьютеры, компьютерные сети и системы передачи данных – информационные коммуникации.
На протяжении второй половины XX в. произошла смена нескольких поколений электронно-вычислительной техники:
Первое поколение (конец 40-х – начало 50-х гг.). Элементной базой служили электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами и высоким потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надёжностью, программированием в кодах и огромной стоимостью.
Второе поколение (50-е гг.). Элементная база – полупроводниковые элементы. Снизились габариты и потребление энергии, повысилось быстродействие и надёжность. Для программирования стали разрабатываться и применяться алгоритмические языки.
Третье поколение (60-е гг.). Элементная база – интегральные микросхемы, многослойный печатный монтаж. Резко снизились габариты ЭВМ, произошло дальнейшее повышение надёжности и производительности. Развивались языки программирования. Появился доступ с удалённых терминалов.
Четвёртое поколение (70-е – начало 80-х г.г.). Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Начался массовый выпуск общедоступных персональных компьютеров.
Пятое поколение (с середины 80-х – 90-е гг.) Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не достигшая особых успехов. Началось внедрение во все сферы компьютерных сетей, их объединение, использование распределённой обработки данных и повсеместное применение информационных компьютерных технологий.

Шестое и последующие поколения: оптоэлектронные ЭВМ с массовым параллелизмом и нейронной структурой – с распределённой сетью из десятков тысяч микропроцессоров, моделирующих архитектуру нейронных биологических систем, квантовые и молекулярные технологии электроники.
Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации и её высшей формы – знаний.
Информатизация общества – организованный социально–экономический и научно–технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, технические средства и методы.
Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: