Цель проведения ОВОС — определение характера и масштабов, степени опасности всех потенциальных видов воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду| и здоровье населения, оценка экологических, экономических и социальных последствий этого воздействия, рассмотрение альтернативных проектных решений, включение в них мероприятий по предотвращению или смягчению воздействий на окружающую среду, а также учет общественного мнения.I
Порядок проведения ОВОС установлен Госкомэкологией России. На каждой стадии он включает следующие три этапа:
- подготовку декларации о намерениях;
- составление предварительного варианта материалов ОВОС;
- собственно ОВОС.
Декларация о намерениях разрабатывается заказчиком с привлечением проектировщиков. В ней излагаются основная концепция хозяйственной деятельности и принципиальные положения по ожидаемому уровню воздействий. Декларация утверждается местной администрацией.
Предварительный вариант ОВОС разрабатывается подрядчиком до оформления акта выбора площадки с целью выявить последствия от предполагаемой деятельности и факторы, которые окажут наиболее существенное воздействие.
|
|
Каждый из проектов реализации любого вида хозяйственной деятельности формально включает в себя несколько стадий, начиная с декларации о намерениях и прединвестиционного обоснования, ТЭО и технико-экономических расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием. На каждой из стадий осуществляемые оценки отличаются друг от друга как степенью (глубиной) проработки мате риалов, так и характером выводов, завершающих ОВОС.
На предынвестиционной стадии ОВОС осуществляется на вариантной основе и содержит информацию, достаточную для определения экологического риска реализации проекта. Намечаемая деятельность должна быть взаимоувязана с ранее принятыми проектами в части использования природных и трудовых ресурсов, учитывать функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции. Она должна соответствовать принципам устойчивого экологически безопасного развития территории и не создавать угрозы жизни населения, а также способствовать рациональному использованию природных ресурсов и сохранению условий их воспроизводства. Исходные данные для проведения оценки могут быть получены на основе сбора и анализа опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования местности.
На предынвестиционной стадии обоснования строительства промышленных предприятий и других объектов достаточно составления декларации о намерениях, которая должна содержать основные показатели воздействия на окружающую среду (сбросы, выбросы, образование отходов) и мероприятия по минимизации этого воздействия.
|
|
Предпроектная стадия базируется на детальном анализе исходного материала об источниках воздействия, природных особенностях территории, ее историко-культурном наследии, состоянии экосистем в зоне воздействия намечаемой деятельности. Одновременно должно быть выполнено детальное обоснование выбора места размещения объекта. В составе ОВОС должны содержаться рекомендуемый перечень природоохранных мероприятий и предварительная оценка экологического риска размещения объекта. Анализ проводится на вариантной основе. Информационной базой являются кадастровые карты природных ресурсов, эколого-географические и геологические карты. При характеристике и оценке современного экологического состояния территории широко применяется ландшафтно-экологическое картографирование. Карты расселенческой, промышленной, сельскохозяйственной освоенности, специальные эколого-географические карты-схемы, базы данных природоохранной статистики, результаты собственных полевых изысканий содержат необходимую информацию для оценки воздействия. Конструктивная безопасность и техническая надежность проектируемых сооружений оцениваются путем анализа выполнения требований действующих нормативных документов, а также проверкой проектных решений, учитывающих природно-климатические особенности территории проекта.
На первом этапе разработки ОВОС осуществляется предварительная оценка и составляется техническое задание. На втором этапе проводятся исследования и подготавливается предварительный вариант материалов ОВОС. Он должен быть представлен на рассмотрение общественности, которая высказывает по нему свои предложения и замечания.
На третьем этапе после общественных слушаний готовится окончательный вариант ОВОС. Он должен включать информацию о поступивших замечаниях и предложениях, а также протоколы общественных слушаний. Окончательный вариант утверждается заказчиком и в составе проектной документации представляется на ГЭЭ. Материалы ОВОС также предоставляются общественности.
Проектная стадия должна содержать исчерпывающую информацию о воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду в проектных условиях и при возникновении аварийных ситуаций. На этой стадии основное внимание уделяется подробной характеристике экосистем в зоне воздействия объекта, прогнозу изменений состояния окружающей среды в результате реализации деятельности, обоснованию природоохранных мероприятий, комплексной оценке экологического риска и разработке показателей экологически безопасного и рационального природопользования в связи с намечаемой деятельностью. Для получения недостающих данных проводятся детальные инженерно-экологические изыскания, лабораторные исследования и камеральная обработка полевых материалов.
Результаты инженерно-экологических изысканий используются для составления программы экологического мониторинга и контроля на всех этапах намечаемой деятельности, а также при проведении послепроектного анализа реализации хозяйственных решений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности:
- участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;
- выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности;
|
|
- принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления.
Порядок проведения ОВОС может быть упрощен только для тех видов деятельности, которые не имеют значимых экологических последствий и не являются объектом ГЭЭ федерального уровня. Для всех других видов деятельности применяется обычная процедура.