Стадии и этапы проведения ОВОС

Цель проведения ОВОС — определение характера и масштабов, степени опасности всех потенциальных видов воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду| и здоровье населения, оценка экологических, экономических и социальных последствий этого воздействия, рассмотрение альтернативных проектных решений, включение в них мероприятий по предотвращению или смягчению воздействий на окружающую среду, а также учет общественного мнения.I

Порядок проведения ОВОС установлен Госкомэкологией России. На каждой стадии он включает следующие три этапа:

- подготовку декларации о намерениях;

- составление предварительного варианта материалов ОВОС;

- собственно ОВОС.

Декларация о намерениях разрабатывается заказчиком с привлечением проектировщиков. В ней излагаются основная концепция хозяйственной деятельности и принципиальные положения по ожидаемому уровню воздействий. Декларация утверждается ме­стной администрацией.

Предварительный вариант ОВОС разрабатывается подрядчиком до оформления акта выбора площадки с целью выявить последствия от предполагаемой деятельности и факторы, которые окажут наиболее существенное воздействие.

Каждый из проектов реализации любого вида хозяйственной деятельности формально включает в себя несколько стадий, начиная с декларации о намерениях и прединвестиционного обоснования, ТЭО и технико-экономических расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием. На каждой из стадий осуществляемые оценки отличаются друг от друга как степенью (глубиной) проработки мате риалов, так и характером выводов, завершающих ОВОС.

На предынвестиционной стадии ОВОС осуществляется на вари­антной основе и содержит информацию, достаточную для опреде­ления экологического риска реализации проекта. Намечаемая дея­тельность должна быть взаимоувязана с ранее принятыми проек­тами в части использования природных и трудовых ресурсов, учи­тывать функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции. Она должна соответство­вать принципам устойчивого экологически безопасного развития территории и не создавать угрозы жизни населения, а также спо­собствовать рациональному использованию природных ресурсов и сохранению условий их воспроизводства. Исходные данные для проведения оценки могут быть получены на основе сбора и анали­за опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочно­го обследования местности.

На предынвестиционной стадии обоснования строительства промышленных предприятий и других объектов достаточно состав­ления декларации о намерениях, которая должна содержать ос­новные показатели воздействия на окружающую среду (сбросы, выбросы, образование отходов) и мероприятия по минимизации этого воздействия.

Предпроектная стадия базируется на детальном анализе исход­ного материала об источниках воздействия, природных особенно­стях территории, ее историко-культурном наследии, состоянии эко­систем в зоне воздействия намечаемой деятельности. Одновремен­но должно быть выполнено детальное обоснование выбора места размещения объекта. В составе ОВОС должны содержаться реко­мендуемый перечень природоохранных мероприятий и предвари­тельная оценка экологического риска размещения объекта. Анализ проводится на вариантной основе. Информационной базой явля­ются кадастровые карты природных ресурсов, эколого-географические и геологические карты. При характеристике и оценке со­временного экологического состояния территории широко при­меняется ландшафтно-экологическое картографирование. Карты расселенческой, промышленной, сельскохозяйственной освоен­ности, специальные эколого-географические карты-схемы, базы данных природоохранной статистики, результаты собственных по­левых изысканий содержат необходимую информацию для оценки воздействия. Конструктивная безопасность и техническая надеж­ность проектируемых сооружений оцениваются путем анализа вы­полнения требований действующих нормативных документов, а также проверкой проектных решений, учитывающих природно-климатические особенности территории проекта.

На первом этапе разработки ОВОС осуществляется предвари­тельная оценка и составляется техническое задание. На втором этапе проводятся исследования и подготавливается предварительный вариант материалов ОВОС. Он должен быть представлен на рас­смотрение общественности, которая высказывает по нему свои предложения и замечания.

На третьем этапе после общественных слушаний готовится окон­чательный вариант ОВОС. Он должен включать информацию о по­ступивших замечаниях и предложениях, а также протоколы обще­ственных слушаний. Окончательный вариант утверждается заказ­чиком и в составе проектной документации представляется на ГЭЭ. Материалы ОВОС также предоставляются общественности.

Проектная стадия должна содержать исчерпывающую инфор­мацию о воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду в проектных условиях и при возникновении аварийных си­туаций. На этой стадии основное внимание уделяется подробной характеристике экосистем в зоне воздействия объекта, прогнозу изменений состояния окружающей среды в результате реализации деятельности, обоснованию природоохранных мероприятий, ком­плексной оценке экологического риска и разработке показателей экологически безопасного и рационального природопользования в связи с намечаемой деятельностью. Для получения недостающих данных проводятся детальные инженерно-экологические изыска­ния, лабораторные исследования и камеральная обработка поле­вых материалов.

Результаты инженерно-экологических изысканий используют­ся для составления программы экологического мониторинга и контроля на всех этапах намечаемой деятельности, а также при прове­дении послепроектного анализа реализации хозяйственных реше­ний.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции при подготовке и принятии ими решения о санкционирова­нии (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятель­ности:

- участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;

- выдают (или согласовывают) обоснованные экологические усло­вия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности;

- принимают решения о санкционировании реализации проек­та намечаемой деятельности при условии соблюдения экологи­ческих требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осу­ществления.

Порядок проведения ОВОС может быть упрощен только для тех видов деятельности, которые не имеют значимых экологических последствий и не являются объектом ГЭЭ федерального уровня. Для всех других видов деятельности применяется обычная про­цедура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: