Задание «Примечания». Рабочая тетрадь состоит из двух контрольных работ: «История философии» и «Основные философские проблемы»

Введение

Рабочая тетрадь состоит из двух контрольных работ: «История философии» и «Основные философские проблемы». Первая контрольная работа включает в себя четыре вида заданий: «Примечания», «Примеры», «Сравнение», «Проблемы». Они распределены по вариантам, которые выбираются студентами по согласованию с преподавателем (см. табл.). В данной рабочей тетради задания по историко-философскому курсу посвящены двум этапам развития философии: немецкой классической философии и западной философии XIX – XX вв. Следует учесть, что предложенная ниже таблица распределяет задания по обеим темам и студентам необходимо выполнить упражнения, касающиеся двух заключительных на данный момент периодов в развитии философской мысли.

При ответах на задания во второй контрольной работе следует использовать тот же алгоритм. В данном случае студенты должны разобрать проблемные вопросы в указанных темах. В заключение приведены списки общей, справочной и дополнительной литературы, которые следует использовать при выполнении контрольной работы.

Контрольная работа 1

История философии

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

При выполнении данной контрольной работы студенты овладевают спецификой терминологии данных историко-философских периодов. Особенность этих периодов в том, что они противоположны: первый (немецкая классическая философия) завершает рационалистическую философию. Современная западная философия иррационалистична. Это различие очевидно во всех четырех заданиях.

Примечания.

Суть этого вида работы заключается в составлении примечаний к предложенному тексту. Вам следует раскрыть выделенные понятия (имена философов, названия философских течений, школ и направлений, философские категории): дать им определение, краткую характеристику. Не забывайте, что примечания по содержанию должны соответствовать духу рассматриваемой Вами эпохи.

Проблемы.

В этом задании необходимо рассмотреть особенности решения каких-либо философских проблем на двух-трех конкретных примерах. При этом обязательно укажите, идеи каких философов вы рассматриваете.

Сравнение.

Сравнение следует проводить по трем-четырем позициям. Там, где это необходимо, ссылайтесь на конкретные примеры.

Таблица.

В этом задании следует распределить указанные имена, идеи, названия произведений по соответствующим столбцам. В таблице достаточно указать номера выбранных позиций.

Таблица

Варианты 1. Примечания 2. Проблемы 3. Сравнение 4. Таблица
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Тема. 1.Немецкая классическая философия

Задание «Примечания»

1. Основные понятия философии Канта1, его теории познания2, этики3 выразили трансцендентальный4 характер всех человеческих свойств и отношений. Априорные5 категории чувств, рассудка, идеи6, разума приобретаются индивидом не столько из личного, сколько из социального, общечеловеческого опыта.

2. Фихте1 подверг критике агностицизм2 Канта3, создав философию «первой системы свободы», которая является системой субъективного идеализма4. Активное, деятельное отношение сознания к миру Фихте выразил в диалектике «Я»5 и «не-Я»6.

3. Шеллинг1 подверг критике идеализм2 Фихте с позиций объективного идеализма3. К традиционной натурфилософии4 Шеллинг подошел как диалектик5, однако его диалектика иррационалистична6.

4. Гегель1 своей главнейшей задачей считал создание диалектики2. Его философская система «абсолютного» идеализма3 делится на три части: логика4, философия природы5, философия духа6.

5. Фейербах1 в своем произведении «Сущность христианства»2 решительно отказался от дуализма Канта3, опроверг идеализм Гегеля4 и создал «новую философию»5, которую он назвал антропологией6.

6. Философским открытием марксизма1 стала идея материалистического понимания истории2, которое не оставляло без внимания и роль идейного фактора общественного развития3. В целом, развитие общества, по Марксу, процесс естественноисторический4, в основе которого общественное производство5 – как производство материальное, так и производство духовное6.

7. Кант1 осуществляет переворот в философии2. Он впервые рассматривает не характер и структуру познаваемой субстанции3, а специфику познающего субъекта4. Гносеология5 возводится Кантом в ранг первого элемента теоретической философии6.

8. Немецкий идеализм1 предложил рассматривать трансцендентальный субъект2 исторически. В качестве субъекта знания, например у Гегеля3, выступает человеческая история, взятая как целое, как некоторый «объективный дух»4, или иначе – субъект знания5. На этой основе строится онтология субъекта6, онтология культурно-исторической деятельности человечества, предстающего как абсолютный, а потому божественный субъект.

9. Для понимания субъективного идеализма1 Фихте2 следует иметь в виду, что он исходит из кантовского трансцендентализма3, т.е. обсуждает проблему знания, а не бытия. Главный вопрос кантовской «Критики чистого разума»4: «Как возможны синтетические5 априорные6 суждения?» – остается центральным и у Фихте.

10. Гегель1 открыл и обосновал с позиций объективного идеализма2 основные законы3 и категории диалектики4. Он противник кантовского агностицизма5 и априоризма6.

Вариант № __5__ Задание № _7___

Ответ:

1. Иммануил Кант (1724- 1804) – немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии»; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794).

2. Немецкая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).

3. Субстанция — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы

4. Субъектом познания может называться любой источник активного исследования окружающего мира -творящий и созидающий человек или социальная группа. Познающий субъект не является неким пассивным созерцателем мира вещей, предметов и явлений природы, «совокупным сознанием», автоматически отражающим общественные процессы,

- он всегда активный познающий деятель, постоянно ищущий объект для своего воздействия в целях его постижения. Со времен И. Канта под субъектом познания понимают активное сознание, или творящий дух.

5. Гносеология - особый раздел философии, в котором определяются предпосылки познания, исследуются его возможности, выявляется степень его достоверности. Гносеология (теория познания) исследует условия, механизм, принципы, формы и методы познавательной деятельности человека. Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. Гносеологическое отношение включает три составляющих: субъект, объект и знание как результат познания. Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

6. Смысл теоретического, согласно Шпету, противопоставляется прикладному и техническому. Так, трактуемое теоретическое имеет место в философии. Уже у Аристотеля и Платона можно обнаружить такое употребление данного термина. Используется он и Кантом. У Канта теоретическое фигурирует как необходимо присущая подлинной науке форма знания, она фактически существует в науке и в философии. «Этот вид знания, — писал Кант, — надо рассматривать в известном смысле как данный, метафизика существует если не как наука, то, во всяком случае, как природная склонность [человека]». Такая метафизика, как известно, не соответствовала, по Канту, идеалу строгой — аподиктической науки — науки, как знанию доказательному, всеобщему и необходимому. Аподиктическая наука включает в себя признаки выделяемого Шпетом первого смысла термина «теория», и образ ее создан из наиболее существенных черт теории математического естествознания. Кант считал, что реформированная метафизика возможна в том случае, если будут выявлены и реализованы соответствующие условия, способствующие обретению ею свойств аподиктической науки. В настоящее время хорошо известно, что подведение философии (да и всех других дисциплин, не относящихся к математике и естествознанию) под идеал теорий математического естествознания может привести лишь к нивелированию специфики философского знания, к чему и пришли позитивисты в своих наиболее методологически последовательных концепциях.

Зачтено__________________________ (подпись преподавателя)

Не зачтено_______________________ (подпись преподавателя)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: