Сфера совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении федерации, предполагает, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий.
Предметы совместного ведения, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.
1.?ы государственного строительства и защиты прав и свобод:
— обеспечение соответствия Конституции и законов республик,
уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Феде
рации Конституции России и федеральным законам;
— защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;
— защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
|
|
— установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления.
2.?ы регулирования экономики, социального и культурного
развития:
разграничение государственной собственности;
установление общих принципов налогообложения и сборов в
России;
общие?ы воспитания, образования, науки, культуры,
физической культуры и спорта;
охрана памятников истории и культуры;
координация?ов здравоохранения;
защита семьи, материнства, отцовства и детства;
социальная защита, включая социальное обеспечение.
3.?ы охраны природы и экологической безопасности:
?ы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности;
особо охраняемые природные территории;
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
4.?ы деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы:кадры судебных и правоохранительных органов;адвокатура, нотариат; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
5. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ.
Если международный договор РФ затрагивает?ы, отнесенные к ведению субъекта, то требуется согласование с его органами власти. Субъекты вправе представлять Федерации рекомендации о заключении международных договоров.
|
|
Реализация сферы совместного ведения включает издание по указанным в ней предметам федеральных законов и принятие в соот с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектами Федерации.
Используя предоставленное Конституцией РФ право, к 2000 г. 46 субъектов Федерации заключили договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта в сфере совместного ведения. Исходя из того, что данные договоры являются правовыми актами подзаконного характера, необходимо учитывать их специфику. При этом нельзя говорить о РФ и ее членах как о равноправных партнерах, заключающих договор на равных основаниях. Универсализация системы управленческих и иных отношений Центра и регионов диктует необходимость постепенного отхода от двусторонних договоров между Федерацией и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий, условия которых зачастую весьма существенно отличаются друг от друга. Такая государственная политика проводится с начала 2001 г. Поэтому можно констатировать уменьшение роли подобных договоров в регулировании федеративных отношений.