Принципы отбора материала для лекции

Основным принципом отбора материала для лекции является целеполагание, когда отбираемый материал отвечает поставленной преподавателем цели лекции и позволяет достичь ее, т. е. целесообразен. Отбираемый материал должен служить решению конкретных задач, позволяющих достичь общей цели лекции.

Второй важный принцип отбора необходимого содержания для изложения в лекции — это учет уровня подготовки студентов. Если студенты впервые изучают психологию (это, как правило, первокурсники вузов), то нужно предусмотреть фактические данные (жизненные примеры, знакомые студентам, какие-то цифры, иллюстрирующие количественную сторону психических явлений и т. д.), которые помогут доходчиво объяснить психическую деятельность. Кроме того, обязательно нужно заранее продумать, какие научные понятия ввести в учебный оборот и как их разъяснить.

В качестве третьего принципа, которым руководствуется лектор при отборе материала для лекции - ориентацию на последующие практические занятия и самостоятельную работу студентов с литературой. Если, например, психические познавательные процессы намечено отработать на практических занятиях в форме тестовых испытаний, решения психологических задач в сочетании с объяснениями преподавателя, то нет нужды подробно излагать их в лекции, а можно ограничиться общей характеристикой каждого из процессов с точки зрения их функций в деятельности личности, а также показом их социально-исторической природы со ссылкой на соответствующие труды ученых. Словом, более общее и принципиальное нужно отобрать для лекции, а все частное и конкретное, являющееся составными элементами этого общего, может быть отнесено на самостоятельную работу и на практические занятия.

Четвертый принцип отбора материала для лекции состоит в учете того, какой литературой будут пользоваться студенты при самостоятельной работе.

Очень важен момент понимания материала студентами и приведения примеров.

Рекомендуется прописывать план занятий, постановку вопросов по содержанию лекций (это активизирует внимание, мыслительные операции), можно применять как открытые вопросы (на рассуждение) так и закрытые (да, нет). Важно учитывать временной регламент – сколько времени уходит на лекцию. Существуют кризисы внимания – каждые 20 мин., переключение внимания.

Виды лекций: описательная (сообщение), и объяснительная. Приведение примеров, постановка вопросов. Состоит: вводная часть(5-7мин), основная часть, заключение(5-7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: