Таможенное регулирование в рамках Европейского Союза

Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованного в единый рынок[38]), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала.[39]Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.[23]

Важнейшее значение для таможенного регулирования имеет римский договор об учреждении ЕЭС, который сформулировал основные принципы таможенного союза государств-членов (существенную роль также играют положения Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали, Договора «Евратом», Единого европейского акта, Маастрихтского и Амстердамского договоров).

Особенность системы источников вторичного права в ЕТАП — большое значение имеют регламенты, поскольку суверенные права государств-членов в области таможенного регулирования переданы Сообществу (регламентами были введены в действие основополагающие документы таможенного права ЕС: Общий таможенный тариф и Таможенный кодекс ЕС).

Особая группа источников ЕТАП — решения Суда Европейских сообществ, которые играют важнейшую роль в толковании, детализации и восполнении пробелов учредительных договоров и НПА ЕС.

Международные договоры могут быть источниками ЕТАП только в случае, если они заключены Сообществом в рамках его международной правосубъектности, либо совместно Сообществом и государствами-членами.

Источником ЕТАП также является Таможенный кодекс ЕС, вступивший в силу с 01.01.1994 (с его помощью удалось создать цельную и законченную правовую систему — Таможенное право ЕС, непосредственно действующее во всех государствах-членах).

Таможенный кодекс ЕС регулирует только отдельные области общего процессуального права в некоторых статьях, недостающие принципы используются в соответствии с национальным процессуальным правом государств-членов (в отдельных случаях Кодекс напрямую отсылает к национальному процессуальному праву).

Одна из целей создания – устранение внутренних таможенных барьеров. Достигнута эта цель была еще в 1994г., одновременные с этим в ЕС был принят таможенный кодекс ЕС. Таможенные нормы ЕС можно разделить на 2 основные категории:

1. Нормы, направленные на интеграцию государств в ЕС.

2. Таможенные нормы, которые регулируют порядок перемещения товаров через внешние границы ЕС.

Внутри ЕС любые товары перемещаются свободно, хотя допускаются ограничения в перемещении некоторых товаров как антидемпинговые меры или компенсационные, но это в отношении товаров третьих государств. На территории ЕС существую единые тарифы в отношении ввозимых с территории третьих государств товаров (в отношении вывозимых товаров возможны различия). Требования к таможенному оформлению на всей территории ЕС унифицированы. Денежные средства, поступающие от ввозных таможенных пошлин и налогов, перераспределяются между государствами-участниками ЕС. Вопрос сотрудничества по таможенным отношениям, согласно учредительным документам ЕС отнесен к ведению ЕС. С 2003 года ЕС обозначил совместно с РФ стремление создать общее экономическое пространство, но пока сотрудничество осуществляемся только в сфере связи, транспорта, охраны окружающей среды и энергетики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: