Экономико-правовое обеспечение охраны и использования земель

Рациональное использование и правовая охрана земель осуществляются экономическими мерами, связанными со стимулированием заинтересованности землепользователей в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности. В соответствии со статьей 89 Кодекса о земле финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на эти цели в соответствии с законодательством, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Экономическое стимулирование охраны земель включает:

— выделение средств из республиканского или местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине землепользователей;

— освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в период, предусмотренный проектом производства работ;

— предоставление льготных кредитов;

— частичную компенсацию снижения дохода с земельных участков в результате временной консервации нарушенных не по их вине земель из средств бюджета;

— поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой продукции.

На обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для мероприятий по землеустройству, повышение качества земель и их охрану, а также социальное развитие территорий направлен Закон Республики Беларусь от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю» (с последующими изменениями и дополнениями). Так, в соответствии со статьей 16 указанного Закона при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, местные исполнительные и распорядительные органы имеют право повышать (понижать) базовые ставки ежегодной арендной платы за данные земельные участки, но не более чем в два раза, в зависимости от срока аренды, размеров земельных участков, стоимости улучшений, произведенных арендаторами этих участков и (или) предусмотренных названными договорами, наличия ограничений (обременении) в использовании указанных участков, социальной значимости деятельности арендаторов для административно-территориальных и территориальных единиц, сезонности, времени (дневное, ночное) и вида осуществляемой арендаторами деятельности, источников ее финансирования. Не взимается плата за земли сельскохозяйственного назначения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства, а также за земли, на которых расположены захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Кроме того, земельным налогом не облагаются крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет с момента их регистрации (статья 18 Закона «О платежах за землю»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: