Интенсивный характер землепользования и особая роль земли как компонента природной среды определили потребность постоянного контроля за ее состоянием путем организации и ведения мониторинга земель.
Мониторинг земель является видом мониторинга окружающей среды и представляет собой систему постоянных наблюдений за состоянием земель и их изменением под влиянием природных и антропогенных факторов, а также за изменением состава, структуры, состояния земельных ресурсов, распределением земель по категориям, землепользователям и видам земель в целях сбора, передачи и обработки полученной информации для своевременного выявления, оценки и прогнозирования изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, определения степени эффективности мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия почв, защиту земель от негативных последствий.
Объектом мониторинга земель являются земли Республики Беларусь, включая земли, расположенные в зонах радиоактивного и других видов загрязнения, для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
|
|
Организация проведения мониторинга земель осуществляется Госкомимуществом за счет средств республиканского бюджета.
Порядок проведения мониторинга земель и использования его данных устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Мониторинг земель осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2007 г. № 386 и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Наблюдения за состоянием земель и их изменением ведутся на землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, запаса, землях лесного фонда, а также на других землях, определяемых Государственным комитетом по имуществу по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Главная задача мониторинга земель — получение объективной и полной информации об изменении параметров состояния земель в региональном и локальном масштабах как единственной основы для принятия решений по защите земельных угодий от нежелательных, главным образом антропогенных, воздействий. В этой связи существенным моментом, который необходимо учитывать при организации мониторинга земель, является то, что все виды антропогенных воздействий имеют территориально выраженный характер и получаемые результаты наблюдений распространяются только на определенную территорию. За основную территориальную единицу мониторинга принимается тип (класс) земель.
|
|
Разнообразие антропогенного воздействия на земельные угодья республики определяет структуру системы мониторинга земель, которая включает разделы, различающиеся спецификой параметров и методов наблюдения, а также способы обобщения (оценки) данных. Ими являются:
1) мониторинг земельного фонда;
2) агропочвенный мониторинг;
3) мониторинг техногенного загрязнения земель.
В рамках территориальной единицы и всей системы мониторинга земель обобщается первичная информация, оценивается состояние земель, разрабатываются нормативы и рекомендации по их использованию и охране. Результаты наблюдений оформляются в виде текстовых, табличных и графических материалов, ежегодно включаются в отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель. Мониторинг земель призван также обеспечить законодательную и исполнительную власть, органы местного управления и самоуправления, заинтересованные предприятия, учреждения и граждан сведениями о состоянии земель в целях организации рационального их использования, регулирования земельных отношений, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности и осуществления других мероприятий, связанных с землепользованием. Мониторинг земель ведется по единой для республики методике и является основной частью мониторинга природных ресурсов Республики Беларусь. Он обеспечивается проведением аэрофотогеодезических, топографических, почвенных, геоботанических, агрохимических съемок, использованием комплекса наземных, стационарных и дистанционных наблюдений за процессами эрозии, потери гумуса, засоления, загрязнения биологически опасными, в том числе радиоактивными, веществами, переуплотнения и другими негативными изменениями качественного состояния земельных участков, а также за динамикой степени окультуренности используемых в сельском хозяйстве земель по комплексу показателей, характеризующих их плодородие. Работы, связанные с мониторингом земель, выполняют Госкомимущество и его органы на местах. Мониторинг состояния земель, выполняемый предприятиями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами, ведется по методикам и программам, утвержденным Госкомимуществом.
Мониторинг культур технического состояния земель включает периодический учет количественных показателей закустаренности (заселенности), каменистости, степени развития посадочных явлений, гидромелиоративной освоенности, границ и площадей контуров земельных угодий. Объектами мониторинга земельного фонда являются административные территориальные единицы (район, область, республика), а также отдельные природно-сельскохозяйственные регионы. Основной единицей в системе оценки существующего уровня состояния земель является административный район. В качестве первоисточников, содержащих сведения о наблюдаемом объекте, его общей площади, распределении земель по видам землепользования, категориям земель, угодьям, о качественном состоянии и использовании, являются ежегодные отчеты о величии, качественном состоянии и использовании земель, составленные по установленной форме. Объекты наблюдений за состоянием земельного фонда отбираются с учетом природно-климатических условий и степени антропогенного воздействия на земли.