Нормативно-правовые акты
1) по степени юридической силы:
ü законы
ü подзаконные акты
2) по уровню принятия и территории действия:
ü федеральные
ü субъектов федерации
ü местного самоуправления (в случаях, установленных федеральными законами и
законами субъектов РФ)
3) по содержанию:
ü «чисто экологические» (регулируют исключительно экологические отношения)
ü экологизированные.
С учётом указанных критериев даётся следующая классификация нормативных актов как источников ЭП:
1) Конституция РФ
2) ФКЗ (например: ФКЗ «О чрезвычайном положении», ФКЗ «О правительстве»)
3) ФЗ (например: ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс) и чрезвычайные указы Президента РФ (например, «О федеральных природных ресурсах» декабрь 1993 г.)
4) обычные указы Президента РФ (принимаемые в соответствие со ст.90 Конституции)
5) постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ
6) ведомственные нормативно-правовые акты (иных федеральных органов исполнительной власти кроме Правительства)
7) законы субъектов РФ (по мнению Саввиной они должны следовать за ФЗ)
8) иные нормативно-правовые акты субъектов РФ (органов исполнительной власти субъектов РФ. Например, постановления и распоряжения Правительства Свердловской области)
9) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (в случаях, установленных ФЗ или законами субъектов РФ)
10) локальные нормативные акты (это точка зрения трудового права. Например, Положение об экологической службе промышленного предприятия).
Нормативно-правовые договоры
Имеются в виду внутренние договоры.
Они получили распространение в 1995 – 1999 гг.
Нормативно-правовые договоры отличаются от нормативно-правовых актов тем, что они заключаются двумя или более субъектами в порядке достижения согласия по всем нормам, которые в них содержатся; заключаются, как правило, на определённый срок (могут быть и бессрочные договоры); могут утверждаться не одним органом, а несколькими.
Нормативно-правовые договоры и нормативно-правовые акты объединяет то, что в них содержатся нормы, регулирующие экологические отношения, рассчитанные на многократное применение, обеспечивающиеся принудительной силой государства.
По субъектам, которые участвуют и по уровню действия выделяются следующие виды нормативно-правовых договоров: