Модель современного руководителя: способности, авторитет, подготовленность, моральные качества, характерологические качества, качества необходимые руководителю.
Критерии оценки управленческой деятельности руководителя.
Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство.
Авторитет руководителя. Псевдоавторитет.
Теории лидерства и стили руководства.
Традиционные концепции лидерства: теория лидерских качеств, концепции лидерского поведения.
Концепции ситуативного лидерства (Фидлер, теория т.Митчела и Р.Хауса, теория П.Хейрси и к.Бланшара и др.)
Традиционный подход к выделению стилей руководства: достоинства и ограничения.
«Многомерные» стили управления.
Определение коллектива. Структура отношений в коллективе.
Структура социально-психологических характеристик коллектива: сплоченность, организованность, ценностно-ориентационная зрелость.
Понятие групповой динамики. Фазы развития группы.
Факторы сплоченности (эмоциональные предпочтения, совпадение жизненных ценностей и т.д.)
Модели коммуникативных сетей и коммуникативные роли.
Критерии эффективности коллектива.
Составляющие элементы психологического климата: экономические, социальные, производственно-гигиенические факторы, социально-психологические, личностные.
Общее представление о конфликте, формы его протекания. Конфликты, способствующие и препятствующие развитию отношений.
Виды внутри организационных конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповые.
Причины конфликтов в организации: распределение ресурсов, взаимозависимость задач, различия в целях, различия во взглядах и представлениях, неудовлетворительность коммуникация, различия в психологических особенностях людей (темперамент, характер, потребности, мотивы). Типы конфликтных личностей.
Этапы развития конфликта: возникновение конфликтной ситуации, инцидент, кризис и разрыв отношений, формы конфликтной борьбы в организации, завершение конфликта.
Стратегии преодоления конфликта (по Томасу): уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, сотрудничество.
Управление конфликтами: 1)рефлексивное управление конфликтом (анализ ситуации, оценка интересов конфликтующих сторон, построение возможных стратегий поведения); 2) предупреждение конфликтов; 3) разрешение конфликта.
Практический компонент. Умеет диагностировать способности к управленческой деятельности – предлагать способы развития этих способностей. Может констатировать уровень развития коллектива, предлагая мероприятия по его сплочению. Может составлять карту конфликта, анализировать причины и предлагать методы для его урегулирования.
Ценностный компонент. Понимает морально-этические основы авторитета руководителя, в качестве высшей ценности при решении организационного конфликта имеет интересы организации.