Брянский государственный университет
Имени академика И.Г.Петровского
Кафедра философии, истории и политологии
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ
Преподаватель:
К.ф.н., доцент В.Г.ГОРБАЧЕВ
Гг.
Тема 1. Введение в философию
Вопросы темы
1. Мировоззрение, его структура и роль в духовно-практической жизни человека. Ведущая роль знаний в структуре мировоззрения.
2. Философия как форма познания человеком окружающего мира, ее объект и предмет. Взаимосвязь философии и мировоззрения.
3. Общая структура философии. Особенности и функции философского знания. Понятие философской культуры личности.
Методические рекомендации
В рамках данной учебной темы изначально требуется обратить особое внимание на объект и предмет философии. Следует иметь в виду, что философия имеет прямое отношение к мировоззрению человека, поскольку она затрагивает вопросы самого общего характера и тем самым «проясняет» мировоззрение. Из этого проистекает и «миссия» (роль) философии, что проявляется, прежде всего, в ее мировоззренческой функции. Требуется знать и иные функции философского знания. Необходимо иметь представление об общей структуре философии, которая (философия), развиваясь, порождает новые области знания.
|
|
Термины для словаря
Идеализм, история философии, материализм, мировоззрение, миф, мудрость, предмет философии, религия, философия, философская культура.
Контрольные вопросы
1. Какую роль в мировоззрении человека играют знания?
2. Какие философские вопросы Вам уже известны?
3. Что именно понимает философия под «началами всего сущего»?
4. Философию часто называют «любовью к мудрости». Что это означает?
5. Раскройте смысл высказывания К.Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». О какой функции философии здесь говорится?
6. Существуют ли «точки пересечения» между философией и педагогикой?
7. Сможет ли любой человек стать философом? Если «Да», то что для этого необходимо сделать?
Самостоятельная работа
Проанализировать слова русского философа XIX века П.Л.Лаврова: «Философствовать – это развивать в себе человека как единое стройное существо». О каком значении философии здесь идет речь? Назовите в связи с этим высказыванием конкретную функцию философского знания. Раскройте смысл иных функций.
Литература
1. Афанасьева О.В. Нужна ли философия современному специалисту? // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 5.
2. Крапивенский С.Э., Карчагин Е.В. Homo philosophicus: человек философствующий // Философия и общество.- 2006.- № 3.
3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1992.
|
|
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991. – С. 10 – 129.
5. Ойзерман Т.И. Основные вопросы философии //Вопросы философии. – 2005. № 11.
* * *
Тема 2. Философская мысль Древнего мира
Вопросы темы
1. Возникновение философской мысли в странах Древнего Востока (Индия и Китай), ее особенности. Философские школы, их идейное содержание.
2. Социокультурные предпосылки и истоки возникновения философии в Древней Греции, ранний период в ее истории и его тематика.
3. Древнегреческая философия в классический период своей истории (Сократ-Платон-Аристотель). Становление различных типов философствования. Значение греческой философии.