В изучаемой теме рассматриваются конкретные философские школы в индийской и китайской философии, их идейное содержание. Особое же внимание следует уделить древнегреческой философии – ее истокам, конкретным течениям, понятийному аппарату, идейному содержанию. Целесообразно выделить творчество самых видных мыслителей Древней Греции – Сократу, Платону, Аристотелю. Для раскрытия этого творчества будет полезным использовать тексты мыслителей, биографическую литературу. В заключение занятия раскрывается мировое значение греческой философии.
Персоналии для словаря
Аристотель, Будда, Гераклит, Демокрит, Конфуций, Лао-цзы, Лукреций Кар, Пифагор, Платон, Сократ, Фалес, Эпикур.
Контрольные вопросы
1. Какие проблемы воспитания затрагивали в своем творчестве древнекитайские философы?
2. Какие именно идеи и положения философии буддизма Вы бы позаимствовали для своего духовного опыта? Как Вы сами представляете себе путь избавления человека от страданий?
3. Что именно понимали древнегреческие философы под Космосом?
|
|
4. В каком значении употребляется Гераклитом образ огня (мир как «мировой пожар»)?
5. Кто из древнегреческих философов осуществил так называемый антропологический поворот в философии своего времени?
6. Составьте перечень важнейших идей мировоззренческого характера, сформулированных в философии Древней Греции.
7. Оценивая значение древнегреческой философии, Ф.Энгельс отмечал, что в ней «… уже имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений». Раскройте смысл этого высказывания.
Самостоятельная работа
Подготовить в письменном виде краткий обзор жизненного пути и творчества одного из известных философов Древнего мира (по своему выбору). Раскрыть содержание основных идей в творчестве этого философа и место мыслителя в истории философии.
Литература
1. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М, 1997.
2. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. – М., 1990.
3. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.
4. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. – М., 1991.
5. Хрестоматия по философии: Учеб. пособ. для высш. Учеб. заведений. Ростов-на-Дону, 1999. – Раздел I.
* * *
Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения