Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV—XVII веков.
Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма.
В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.
Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чём обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объёму оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.
При сравнении с Западной Европой видно, что Соборное уложение не первый сборник актов подобного рода. Одним из первых был Судебник Казимира 1468 года, составленный великим князем литовским Казимиром IV и развившийся позднее, в 1529 году в Статут Великого княжества Литовского, затем кодекс в Дании (Danske Lov) в 1683 году; за ним последовал кодекс Сардинии (1723), Баварии (1756), Пруссии (1794), Австрии (1812). Самый известный и влиятельный гражданский кодекс Европы, французский кодекс Наполеона, был принят в 1803—1804 годах[5].
Стоит отметить что принятие европейских кодексов затруднялось, вероятно, обилием юридической базы, что весьма осложняло систематизацию имеющегося материала в единый связный читаемый документ. Например, прусский кодекс 1794 года содержал 19 187 статей, что делало его чересчур длинным и нечитаемым. Для сравнения, кодекс Наполеона разрабатывался 4 года, содержал 2 281 статью, и потребовалось личное активное участие императора чтобы продавить его принятие. Соборное уложение было разработано в течение полугода, насчитывало 968 статей, принято же было с целью предотвратить перерастание череды городских бунтов 1648 года (начатых Соляным бунтом в Москве) в полномасштабное восстание по типу восстания Болотникова в 1606—1607 году или Степана Разина — в 1670—1671.
Соборное уложение 1649 года действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод законов Российской империи.
Билет № 11 Становление абсолютизма. (ХVIII в.);
Некоторые исследователи ведут абсолютизм с реформ Петра I, с начала XVIII в.
Большинство историков считают возможным говорить о русском абсолютизме не ранее чем со второй половины XVII в., а его окончательное оформление приурочивают к правлению Петра Первого".
Переход к абсолютизму - явление, разумеется, не одномоментное. Это определенный процесс, занимающий во времени какой-то отрезок. С вопросом о времени возникновения абсолютизма связана проблема его сущности. В литературе наличествует противопоставление самодержавия абсолютизму. Под самодержавием понимают внешнюю независимость монарха, например от Орды, его суверенность, а абсолютизм сводят к внутреннему полновластию, к господству над подданными.
Возникновение абсолютизма - явление закономерное, имеющее свои объективные предпосылки. В науке существуют разные мнения по поводу того, являются ли эти закономерности едиными для всех стран или Россия имеет существенные особенности.
Разумеется, что переход к абсолютизму определяется в первую очередь социально-экономическими причинами. Однако спорен вопрос об уровне и характере экономического развития, социально-экономических противоречий, которые обусловливают это явление. В литературе имеется тенденция связывать переход к абсолютизму в России с генезисом капитализма.
Думается, что решающую роль в процессе становления абсолютизма в России играла не внутриклассовая борьба и даже не борьба между эксплуататорскими классами. Важнейшей предпосылкой становления самодержавия было классовое сопротивление окончательно закрепощенных крестьян, необходимость для феодалов создать крепкую власть, способную держать в узде восстающее крестьянство.
Крестьянская война под предводительством С. Разина, восстание К. Булавина, городские восстания, другие разнообразные народные движения - все это подталкивало феодалов в сторону передачи полноты власти неограниченному монарху. Большое значение крестьянского движения как предпосылки установления абсолютизма не является уникальной особенностью России. Фактором, ускорившим процесс перехода к абсолютизму, была также военная опасность со стороны соседних государств (Речи Посполитой, Швеции, Турции и др.). Россией не были еще решены некоторые важные исторические задачи: не воссоединены все украинские земли, нужно было пробиться к морям и т.д. Характерно, что из 35 лет царствования Петра I только около года сохранялось состояние полного мира.
Во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. Эта возможность была подготовлена развитием государства в предыдущий период. Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налога преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно было спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала, и они были отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что его власть стала неограниченной, абсолютной.
В истории государственного права России конец XVII – XVIII вв. принято считать временем утверждения абсолютной монархии - неограниченной, безусловной. Абсолютные монархии существовали в Европе во время перехода стран от феодального, сословного общества к капиталистическому, гражданскому.
Билет № 14 Особенности государственного управления при Павле I;
После смерти Екатерины II в ноябре 1796 г. российским императором стал ее
42-летний сын Павел Петрович (Павел I) - одна из самых загадочных и
противоречивых фигур в русской истории. Он родился в 1754 г., и императрица
Елизавета Петровна сразу забрала его в свои покои, отдалив от родителей.
Екатерина, придя к власти, не приблизила Павла к себе, поскольку не
испытывала к сыну особой любви и видела в нем претендента на власть.
Воспитателем своего единственного ребенка она назначила Н.И.Панина, по
плану которого до 14 лет Павел должен был усвоить необходимые основы знаний
по истории, географии, математике, физике, астрономии и пр., а затем
приступить к изучению науки управления государством. Насколько можно
судить, Павел был способным мальчиком, но слабое здоровье мешало ему в
изучении наук.
Недоброжелательное отношение со стороны матери и ее приближенных повлияло
на характер Павла. Живой и впечатлительный от природы, он рос скрытным,
подозрительным, нервным ребенком. Большое влияние на его психику оказала
таинственная смерть отца - Петра III, подробности которой были ему
неизвестны до самой смерти Екатерины П.
Экзальтированность, вспыльчивость часто приводили Павла к непредсказуемым
поступкам, жестокость и деспотизм сочетались в нем с обостренным чувством
справедливости. Очень важным для него было понятие чести в духе
средневекового рыцарства, во многом именно с этим в годы правления Павла
были связаны курьезные указы, касающиеся этикета. Отчасти разделяя
пристрастия своего отца, Павел увлекался военным делом, преклонялся перед
прусским королем Фридрихом II (1712-1786), которого считал образцом
монарха. Чувство обиды за смерть отца и собственное отстранение от
престола, пренебрежение со стороны матери, неодобрение им свободы нравов ее
двора привели к тому, что, став взрослым, Павел ограничился интересами
семьи и управлением своим гатчинским гарнизоном.
С приходом Павла I к власти заметно возросла роль армии, в которой стали вводиться прусские порядки, был усилен полицейский надзор над частной жизнью всех слоев населения, введена ее строгая регламентация. Вся
внутренняя политика Павла I была проникнута духом противоречия политике
Екатерины П.
Первым важным правительственным актом в царствование Павла I стал новый
закон о престолонаследии. На протяжении большей части XVIII в. в России
действовал принятый Петром I в 1722 г. закон о престолонаследии,
позволявший царствующему лицу назначать наследника по своему выбору. Этот
закон должен был укрепить права самодержавного правителя, но в
действительности лишь обострил борьбу за власть, увеличив шансы различных
претендентов на престол. Сам Павел из-за такого порядка наследования едва
не лишился власти: в последние годы правления Екатерина II хотела передать
престол своему старшему внуку - Александру, в обход Павла.
Новый закон о престолонаследии был подготовлен Павлом задолго до начала
своего царствования и обнародован в день коронации императора, 5 апреля
1797 т. Был восстановлен допетровский порядок перехода власти по прямой
линии от отца к старшему сыну. Именно таким образом, по мнению Павла I,
можно было укрепить самодержавную власть, чему в основном и была посвящена
вся деятельность императора.
Считая, что самодержец может удержать власть в своих руках только опираясь
на авторитарную силу, Павел I стремился к максимальной централизации,
предельному усилению своей личной власти. Для укрепления центрального
управления были восстановлены некоторые упраздненные при Екатерине II
коллегии, в частности, 1796 г. - Мануфактур-коллегия, в 1997 г. - Камер- и
Берг-коллегии.
Большинство административных вопросов решал сам император, возросло
значение генерал-прокурора Сената, который надзирал за высшими
государственными учреждениями. На местах возросло влияние губернских
прокуроров, которые следили за губернаторами и другими высшими губернскими
чиновниками. Административное деление России было несколько изменено:
уменьшено число губерний, возвращены прежние формы управления некоторым
окраинам государства.
Это направление деятельности Павла I развивается в общем русле его политики
- усиления личной власти императора, центральных органов и противоречия
политике Екатерины II. Действие Жалованных грамот 1785 г. было во многом
ограничено. Дворяне вновь обязаны были поступать на службу, переход с
военной службы на гражданскую был ограничен, вновь были введены телесные
наказания. Еще одна важная привилегия дворян - свобода от податей - тоже
была упразднена: введен сбор на содержание губернской администрации.
Губернские дворянские собрания были упразднены, уездные - сильно
ограничены. Число дворян-избирателей сократилось примерно в пять раз,
возросло право губернатора вмешиваться в дворянские выборы. Для обращения
дворянства к императору теперь требовалось предварительное разрешение
губернатора или генерал-прокурора.
В губернских городах вместо магистратов и дум были учреждены ратгаузы
(городские правления), которые ведали городскими доходами, гражданскими и
уголовными судебными делами. Ратгаузам подчинялись приказы общественного
призрения, магистраты уездных городов. Чиновники ратгаузов частью
избирались населением, частью назначались Сенатом, президент назначался
императором. Деятельность этих органов управления непосредственно
контролировалась губернатором и Сенатом.
Таким образом, при Павле I местное и сословное управление было ограничено,
власть центральных органов усилилась.