№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
(дидактические единицы)
|
1.
| Общие основы психологии
| Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разныхэтапахразвития психологии. Основные исторические этапы смены представлений о предмете психологии. Соотношение понятий "душа" и "психика". Проблема редукционизма в психологии. Сравнительный анализ основных концепций зарубежной психологии (В. Штерн, В. Джеймс, 3. Фрейд, К. Роджерс, А. Маслоу, К. Левин, Г. Олпорт, К.Г. Юнг, Г.Ю. Айзенк и др.). Общее понятие о психологии как науке. Понятие о субъективности психического отражения. Основные задачи психологии. Важнейшие направления и отрасли современной психологии. Состояние и перспективы российской психологии.
Общие требования к методам психологии
Фазы психологического исследования и требования к его организации и проведению.
Классификации методов психологии. Сравнительная характеристика группы эмпирических методов: эксперимент, наблюдение и интроспекция, тест, беседа, опросник, изучение продуктов деятельности, моделирование и др. Эксперимент как основной метод психологии.
Проблема соотношения качественного и количественного анализа результатов психологического исследования.
Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики в эволюции. Функции и общие направления развития психического отражения.
Сравнительная характеристика основных этапов развития психики и поведения животных: инстинкт, навык, интеллект. Качественные пределы "разумности" поведения животных.
Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Единство человека и общества, души и тела. Социальный аспект человеческой психики, ее двойное существование (интерпсихическое и интрапсихическое). Свобода психики и поведения по отношению к биологическому, телесному.
Способность отражения абстрактных признаков, обобщения, инстинктивного познания, воображения, планирования и прогноза, сознательного управления и целенаправленного формирования психики и поведения.
Возможность усвоения общечеловеческого опыта за счет предметов и орудий труда, за счет знаков, языка и речи. Различие знаков человека и животного. Знаковый, опосредствованный, социальный характер человеческой психики.
Сущность сознания и две плоскости образа: объективная и субъективная. Сознание и труд, сознание и деятельность. Гипотеза о происхождении сознания в совместной, поделенной деятельности. Несовпадение в деятельности мотива и цели.
Психологическая структура сознания (чувственное содержание, значение, смысл). Явления дезинтеграции сознания. Направления развития и динамики сознания.
Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Сущность психоаналитической концепции. Направления и возможности других психологических концепций (экзистенциальной, диалектико-материалистической, гуманистической).
Феномен человека и основные последствия отсутствия целостного человекознания. Проблема человека в современной психологии.
Сущность и соотношение понятий: человек - личность - индивид - индивидуальность - субъект. Возможные аспекты изучения человека научной психологией. Современные взгляды на проблему субъективности, духовности человеческой психики.
Общее понятие о психологической структуре (психологическом облике) личности. Основные направления теоретических дискуссий по этой проблеме.
Сущность и составляющие трехмерной структуры личности (А.В. Петровский).
Показатели психического облика личности по схеме С.Л. Рубинштейна.
Сущность и составляющие динамической функциональной психологической структуры личности (К.К. Платонов).
Единство деятельности, сознания и личности в изучении психики человека (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Общее понятие о направленности, ее функциях и проявлениях. Проблема типологии направленности. Соотношение понятий: направленность личности и направленность деятельности.
Общее понятие о потребностях, их функциях и свойствах. Сущность собственно человеческих потребностей: общественный характер, самопроизводство человеком, осознанность, относительная стабильность, иерархичность организации в личности.
Сущность "пирамиды" потребностей по А. Маслоу. Направления мотивационных воздействий на человека.
Основные виды потребностей и проблемы их классификации (Г. Мюррей, К.Г. Юнг, Г. Хекхаузен).
Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре (А.Н. Леонтьев). Соотношение понятий: активность-деятельность-действие-операция. Неаддитивный характер деятельности.
Понятие об иерархии деятельности человека. Деятельность и поведение. Навыки, умения и привычки в структуре деятельности и личности.
Внешняя и внутренняя (психическая) деятельность. Понятие о процессах интериоризации и экстериоризации.
Сравнительный анализ основных видов деятельности: учение, игра, общение, труд. Деятельность и личность.
Сущность и возможности деятельностного подхода к анализу психологической феноменологии. Методологическая триада: деятельность - сознание - личность (А.Н. Леонтьев) и ее значение для современной психологии.
Понятие о способностях и задатках. Врожденное и приобретенное в структуре способностей. Способность как динамическое понятие (Б.А. Теплов). Способности и деятельность.
Соотношение качественности и количественности в характеристике способностей. Понятие об одаренности, ее видах и особенностях. Понятие о таланте и гениальности.
Уровни развития способностей и проблемы их диагностики.
Актуальные проблемы психологии способностей (В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков).
Понятие об иерархии личностных способностей.
Общее понятие о темпераменте и системе его психологических проявлений. Общая проблема выделения и диагностики темпераментальных свойств личности. Роль и проявления темперамента в психике и поведении человека.
Сущность конституциональных концепций темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон), возможности их практического использования.
Тип темперамента в концепции свойств и типов нервной системы (школа И.П. Павлова).
Основные направления работ в области отечественной дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин). Вопросы их соотношения с некоторыми распространенными взглядами и концепциями (Г. Айзенк, B.C. Мерлин, В.М. Русалов).
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Общее понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Характер и темперамент. Характер и личность (К.К. Платонов).
Структура и проявления характера. Проблемы их диагностики. Концепция "акцентуаций" характера (К. Леонгард) и возможности ее реального использования.
Проблемы формирования характера. Психологические основы воспитания и самовоспитания характера.
Характер и воля. Природа и структура волевого действия и поведения, основные признаки воли.
Понятие о мотивационном действии в структуре воли (В.А. Иванников). Волевые качества личности, пути и средства их воспитания и самовоспитания (В.И. Селиванова, А.И. Высоцкий).
Сознание и самосознание. Самосознание как отражение реального бытия человека. Происхождение и структура самосознания (И.И. Чеснокова, B.C. Мухина, В.В. Столин). Самосознание и рефлексия. Когнитивный, эмоциональный, оценочный и регуляторный аспекты самосознания. Самооценка и уровень притязаний (Л.В. Бороздина).
Проблемы психологической защиты личности. Динамика самосознания и личности.
Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика (С.Л. Рубинштейн). Личность и время. Психологическая история личности. Понятие о жизненной стратегии, психологическом образе жизни (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).
Содержание и основные параметры подструктуры психического опыта человека.
Общее понятие об ощущениях и их видах. Чувствии-тельность и ее измерение. Динамика чувствительности (адаптация, сенсибилизация) и взаимодействие ощущений. Опосредствование чувствительности. Личностная организа-ция ощущений.
Перцептивные процессы в структуре деятельности и личности. Восприятие и его основные свойства как результаты межфункционального взаимодействия в структуре целостной психики. Основные направления развития восприятия и его личностные особенности.
Сущность, функции и сферы внимания. Внимание как интериоризованная деятельность контроля (П.Я. Гальперин). Основные свойства внимания. Причины невнимательности человека. Виды внимания и их личностная обусловленность. Внимание и направленность человека.
Сущность и процессы памяти. Память и деятельность. Основные закономерности непроизвольной памяти, их личностная обусловленность.
Произвольная память и направления ее развития. Память и мышление. Сущность и феноменология внутреннего опосредствования памяти (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов). Закономерности забывания. Память и личность.
Понятие о мышлении и этапах его протекания. Мышление и деятельность, Формы фиксации результатов мышления и основные его операции.
Виды мышления (в сравнении) и его индивидуальные особенности. Мышление и личность. Основные психологические закономерности творческого мышления (В.Н. Пушкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, Э.Д. Телегина).
Виды, функции и основные процессы воображения. Соотношение мышления и воображения. Личностная сущность воображения.
Язык и речь. Психологические функции речи. Речь как форма поведения и как средство психической деятельности.
Основные виды речи (в сравнении) и варианты их индивидуальных различий.
Компоненты содержания речи и их личностная обусловленность.
Психология речевого высказывания и психология понимания речи. Понятие о культуре речи. Речь и личность.
Общение и деятельность.
Сущность и функции эмоций. Связи эмоций с потребностями и деятельностью, со всеми компонентами психического облика человека.
Основные виды эмоций (в сравнении), направления возможных индивидуальных различий.
Эмоциональность как свойство личности, ее основные динамические и содержательные параметры. Психологическая сущность и проявления эмотивного поведения субъекта. Проблемы воспитания культуры чувств.
|
2.
| Социальная психология
| Предметная область социальной психологии. Интеграция индивидуального и социального подходов в предмете социальной психологии.
Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Функции социально-психологического знания. Объект социально-психологических исследований.
Смежные области науки: общая психология, социология, культурная антропология, этнография, этнология, идеология, философия, теория управления, политология, и пр.; их взаимопроникновение. Многомерность предмета социальной психологии.
Понятие социализации. Теоретические и практические проблемы. Представление о механизмах социализации личности. Основные стадии социализации. Проблемы социализации на разных возрастных этапах. Институты социализации.
Содействие, воспитание как главные факторы, определяющие успешность процесса социализации личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Понятие об экзистенциальном вакууме. Понятие судьбы. Самоактуализация. "Имманентная" ценность человеческой личности по отношению к социуму. Проблема свободы воли. Самореализация. Достижение аутентичности личности в процессе активной социально направленной деятельности.
Социальная установка и реальное поведение личности. Понятие о социальной среде. Социально-психологические представления о развитии личности в зарубежной и отечественной психологии
Общее понятие об общении и его компонентах (перцептивном, коммуникативном, интеракционном). Общая характеристика общения и его функции.
Основные виды и структура межличностного общения: императив, манипуляция, диалог. Личностная обусловленность общения. Понятие о коммуникативной компетентности личности (Л.А. Петровская), о продуктивном общении (А.А. Бодалев). Проблема обратной связи в общении. Виды коммуникативных барьеров. Специфика коммуникативного воздействия: авторитарное и диалогическое общение. Уровни обмена информацией в процессе общения.
Характеристика перцептивной стороны общения. Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции. Понятие социального стереотипа.
Характеристика интерактивной стороны общения. Стратегии межличностного взаимодействия. Структура межличностного взаимодействия.
Межличностный конфликт. Социально-психологическая характеристика конфликта. Структура и динамика конфликта. Характеристика исходов конфликта. Функции конфликта. Профилактика конфликта.
Группа как социально-психологический феномен. Понятие группы и ее основные характеристики. Композиция и структура группы, групповые процессы. Виды групп. Социометрическая структура малой группы. Коммуникативная структура малой группы. Структура социальной власти в малой группе. Характеристика групповых процессов. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Руководство в педагогическом процессе. Феномен межгруппового взаимодействия.
|
3.
| Психология развития
| Психология развития как фундаментальная теоретическая дисциплина и прикладная отрасль психологии. Объект и предмет психологии развития. Проблема развития: методологический и исторический аспекты. Исторический анализ понятия "детство". Концепция Ф. Ариеса. Актуальные проблемы современной психологии развития. Связь психологии развития с другими науками. Разделы психологии развития. Теоретические и прикладные задачи психологии развития.
Условия, источники и движущие силы психического развития. Социокультурная детерминация в развитии. Созревание и развитие. Закономерности психического развития. Неравномерность психического развития. Понятие о сензитивных периодах в развитии психики ребенка.
Условия, источники и движущие силы психического развития. Социокультурная детерминация в развитии. Созревание и развитие. Закономерности психического развития. Неравномерность психического развития. Понятие о сензитивных периодах в развитии психики ребенка.
Проблема возраста и его общие характеристики. Биологический, психологический, социальный возраст субъекта в пределах онтогенеза. Кризисы развития. Критерии периодизации психического развития ребёнка. Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии. Возрастосообразность в психологическом сопровождении развития человека.
Классический психоанализ З.Фрейда и его трактовка стадий развития. Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе (З. Фрейд). Особенности характера, формирующиеся на стадиях психосексуального развития ребёнка. Понятия эго-идентичности и групповой идентичности, модуса органа и модальности поведения. Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону.
Когнитивное направление в психологии развития. Теория Ж.Пиаже. Схема действия как сенсомоторный эквивалент понятия. Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Феномены Ж.Пиаже. Теория морального развития по Л. Колбергу.
Источник, условия и движущие силы развития по Л.С. Выготскому. Культурно историческая концепция: понятие и феномен. Опосредованный характер высших психических функций. Интериоризация как процесс формирования высших психических функций. Основные понятия возрастного развития: социальная ситуация развития, новообразование.
Научная позиция Д.Б. Эльконина: условия развития, источники, форма и движущие силы развития. Ведущий тип деятельности как критерий выделения возрастных этапов в концепции Д.Б. Эльконина.
Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Психологический аспект рождения. Социальная ситуация развития новорождённого. Центральное новообразование возраста. Особенности психической жизни новорождённого.
Общепсихологическая характеристика младенчества. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте – неразрывное единство ребенка и взрослого (ситуация "МЫ"). Непосредственно – эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста (М. И. Лисина). Основные закономерности развития психических процессов в младенческом возрасте. Основные новообразования младенческого этапа детства. Кризис одного года, его причины, симптомы и психологический смысл.
Специфика детского развития ребёнка раннего возраста. Социальная ситуация развития – ситуация совместной деятельности с взрослым человеком («ребёнок – предмет – взрослый»). Общение со взрослым в раннем детстве – от ситуативно-делового к внеситуативно-познавательному. Формирование предметной деятельности как ведущего типа деятельности. Развитие восприятия, мышления, памяти, воображения. Становление личности и индивидуальности в раннем детстве. Развитие самосознания. Основные причины и симптомы кризиса трёх лет: негативизм, упрямство, строптивость, ревность, стремление к деспотизму, протест-бунт.
Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Развитие личности дошкольника. Становление иерархии мотивов. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Возникновение произвольного поведения. Специфика познавательной сферы дошкольника. Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения дошкольника. Эгоцентрическая речь (Л.С. Выготский). Особенности общения дошкольника с родителями и другими взрослыми. Ребенок в группе сверстников Возникновение конформизма. Проявления притязания на признание.
Кризис 6-7 лет: симптоматика, новообразования, причины появления, особенности протекания. Появление системного новообразования – «внутренней позиции», выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребёнка.
Особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Адаптация к школьному обучению. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Развитие личности младших школьников. Эмоционально-волевые особенности младших школьников. Психологические условия формирования самооценки. Особенности взаимоотношения младшего школьника со значимыми взрослыми (учителями, родителями). Общение со сверстниками.
Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Понятие "подросткового кризиса". Социальная ситуация развития подростка. Отклонения в развитии физического Я подростка: синдром дисморфофобии, нервная анорексия. Психосексуальное развитие подростка. Полоролевая идентификация. Основные новообразования подросткового возраста. Мотивация учебной деятельности подростка. Возрастные особенности мышления, памяти, внимания, воображения. Формирование личности в подростковом возрасте. Ценностные ориентации подростков. Особенности развития самосознания. Стремление к самопознанию и самовоспитанию.
Отечественные исследования периода ранней юности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Социальная ситуация развития в период ранней юности. Формирование соматотипа и его влияние на юношескую психику. Особенности психического развития акселерантов и ретардантов. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте. Профессионально-учебная деятельность как ведущий тип деятельности в период ранней юности. Характеристика познавательных интересов старшеклассников. Проблема личностного самоопределения в юношеском возрасте. Эмоциональное развитие в юношеском возрасте.
Молодость как социально-историческая категория. Соотнесение хронологического, биологического, психоло-гического и социального возраста. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни, круга общения.
Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью "мечты" образа жизни и реальностью. Пути выхода из кризиса: личностно - смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Стабильность и изменения личности в зрелости (Э. Эриксон). Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма).
Роль психологического и личностного факторов в процессе старения. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации. Задачи развития. Развитие потребности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении. Жизненная мудрость как личностное новообразование, результат разрешения кризиса между личностной интеграцией и распадом, отчаянием. Особенности общения и межличностных отношений в старости.
|
4.
| Педагогическая психология
| Педагогическая психология в системе психологической науки и человекознания. Предмет и задачи педагогической психологии. Методологические основы отечественной психологии и специфика методического оснащения современной педагогической психологии. Основные разделы педагогической психологии, вопросы их соотношения и взаимодействия. Соотношение понятий: обучение, развитие, воспитание, социализация, адаптация.
Сущность и соотношение понятий: подражание, познание, научение, обучение, учение, учебная деятельность.
Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности.
Ученик как субъект учебной деятельности. Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность.
Усвоение как центральное звено учебной деятельности обучающегося.
Понятие педагогической оценки. Условия эффективности педагогического оценивания .
Воспитание и личностный рост. Критерии воспитанности. Основные направления, средства и принципы воспитания. Социально-психологические аспекты воспитания современных школьников. Воспитание как изменение личности, как изменение сознания. Стиль педагогического общения. Коммуникативные умения и навыки педагога. Социально-психологические аспекты педагогического общения.
|