1.
| Общие основы психологии
| 1. Рефераты:
- Система явлений, изучаемых в современной психологии.
- Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
- Методы психологических исследований.
- Научное и житейское понимание психологических явлений.
- Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.
- Моделирование как метод психологического исследования.
- Сущность и соотношение понятий: человек - личность - индивид - индивидуальность – субъект
- Современные взгляды на проблему субъективности, духовности человеческой психики.
- Общее понятие о психологической структуре (психологическом облике) личности. Сущность и составляющие трехмерной структуры личности (А.В. Петровский).
- Показатели психического облика личности по схеме С.Л. Рубинштейна.
- Сущность и составляющие динамической функциональной психологической структуры личности (К.К. Платонов).
- Единство деятельности, сознания и личности в изучении психики человека (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
- Основные виды потребностей и проблемы их классификации (Г.Мюррей, К.Г.Юнг, Г. Хекха-узен).
- Мотив и смысл. Смысловые и мотивационно-смысловые образования в психологической структуре направленности личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.Г. Асеев, Ю.М. Орлов, А.Б. Орлов, Б.А. Сосновский и др.).
- Сущность и возможности деятельностного подхода к анализу психологической феноменологии. Методологическая триада: деятельность - сознание - личность (А.Н. Леонтьев) и ее значение для современной психологии.
- Актуальные проблемы психологии способностей (В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков).
- Самосознание как отражение реального бытия человека. Происхождение и структура самосознания (И.И. Чеснокова, B.C. Мухина, В.В. Столин).
- Самосознание и рефлексия.
- Когнитивный, эмоциональный, оценочный и регуляторный аспекты самосознания.
- Самооценка и уровень притязаний (Л.В. Бороздина).
- Проблемы психологической защиты личности.
- Динамика самосознания и личности.
- Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика (С.Л. Рубинштейн).
- Личность и время. Психологическая история личности.
- Понятие о жизненной стратегии, психологическом образе жизни (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).
- Содержание и основные параметры подструктуры психического опыта человека.
- Общее понятие о характере и его месте в психологической структуре личности.
- Характер и темперамент.
- Характер и личность (К.К. Платонов).
- Структура и проявления характера. Проблемы их диагностики.
- Концепция "акцентуаций" характера (К. Леонгард) и возможности ее реального использования.
- Проблемы формирования характера. Психологические основы воспитания и самовоспитания характера.
- Характер и воля. Природа и структура волевого действия и поведения, основные признаки воли.
- Понятие о мотивационном действии в структуре воли (В.А. Иванников).
- Волевые качества личности, пути и средства их воспитания и самовоспитания (В.И. Селиванова, А.И. Высоцкий).
- Сущность и феноменология внутреннего опосредствования памяти (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов). Закономерности забывания.
- Основные психологические закономерности творческого мышления (В.Н. Пушкин, Я.А. Пономарев, Д.Б.Богоявлен-ская, Э.Д. Телегина).
2. Эссе:
- Соотношение понятий «душа» и «психика».
- Биологическое и социальное в человеке.
- Сознательное и бессознательное в психике человека.
- Современные взгляды на проблему субъективности, духовности человеческой психики.
- Сущность собственно человеческих потребностей.
- Сознание и самосознание.
- Проблемы воспитания культуры чувств.
-
|
|
2.
| Социальная психология
| 1. Разработка презентаций. Основные концепции и подходы в социальной психологии (психоанализ и неопсихоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, символический интеракционизм, когнитивизм, гуманистическая психология)
2. Рефераты:
- Социально-психологические представления о развитии личности в зарубежной и отечественной психологии.
- Самореализация.
- Достижение аутентичности личности в процессе активной социально направленной деятельности.
- Проблемы социализации пожилых и старых людей.
- Индивидуальность личности и ее жизненный путь.
- Понятие об экзистенциальном вакууме.
- Понятие судьбы. Самоактуализация.
- Специфика управления детскими коллективами.
- Социально-психологические принципы организации работы детских групп.
- Особенности педагогического общения.
- Факторы успешности взаимодействия педагога и учащихся.
- Учет возрастных особенностей детей в руководстве группами и коллективами.
2. Эссе:
- Функции социально-психологического знания.
- Индивидуальность личности и ее жизненный путь.
- Экзистенциальный вакуум.
- Понятие судьбы.
- Проблема свободы воли.
- Самореализация.
- Самоактуализация.
- Достижение аутентичности личности в процессе активной социально направленной деятельности.
- "Имманентная" ценность человеческой личности по отношению к социуму.
|
|
4.
| Педагогическая психология
| 1. Рефераты:
- Основные функции и организация процесса оценивания знаний.
- Психометрические проблемы оценивания: тип используемой шкалы, сосуществование трех норм оценивания..
- Проблема объективности отметки (оценки) и ее социальные проявления (Ш.А. Амонашвили).
- Психологические виды оценок (Б.Г. Ананьев) и их влияние на развитие личности учащихся.
- Психологические причины школьной неуспеваемости, их возможные классификации.
- Средства преодоления неуспеваемости.
- Психология индивидуального подхода к учащимся.
- Средства стимулирования обучения и воспитания детей.
- Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся
2. Кейсы:
- Критерии воспитанности, морали и нравственности.
- Социально-перцептивные искажения в учебном процессе.
- Условия эффективности педагогического оценивания .
- Ученик как субъект учебной деятельности.
- Критерии воспитанности.
- Коммуникативные умения и навыки педагога.
- Стиль педагогического общения.
|
|