Материалист

«Смеющийся». Много путешествовал

l Первоначалами бытия являются атомы и пустота, в которой находятся движущиеся атомы.

l Атомы (букв. «неделимы») – мельчайшие частицы.

l Атом вечен, неизменен. Их количество бесконечно.

l Они различаются величиной, формой (шарообразные) и положением в пространстве (они парят и «пляшут»).

l В природе существует круговорот атомов (после разрушения одного материального тела атомы переходят в состав других).

8. Платон

Настоящее имя Аристокл.

Ученик Сократа.

Основатель собственной школы – Академии (просуществовала 1000 лет).

Основоположник идеалистического направления (объективный идеализм).

Учение о мире идей

l Есть материальный мир, но есть и другой мир – несотворимый (вечный). Это мир чистых форм и сущностей вещей («мир идей»).

l Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Например, кони рождаются и умирают, но лишь они являются воплощением идеи коня.

l Материальные вещи изменчивы, прекращают свое существование, а идеи – вечны.

l Идеи – причины вещей и причина мира, они не присутствуют в мире, а пребывают в душе человека.

l Душа содержит знания об идеях, т.к. до вселения в тело обитала в мире идей.

l Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума.

l Материальный мир познается, мир идей – «припоминается».

l Идеи – причины вещей и причина мира, они не присутствуют в мире, а пребывают в душе человека.

l Душа содержит знания об идеях, т.к. до вселения в тело обитала в мире идей.

l Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума.

l Материальный мир познается, мир идей – «припоминается».

l Таким образом, подлинный, истинно реальный мир – находится в Царстве Идей. Наш мир – лишь тень его великолепия. В мире вещей мы видим лишь бледные копии идеальных образцов.

l Для иллюстрации своих идей Платон приводит Миф о пещере

Учение о душе

l Чтобы познать суть этого мира, суть вещей – необходимо познать царство идей.

l Это возможно путем припоминания того, что душа до рождения видела в мире идей. Мы способны познать лишь то, что там видели.

l Когда душа человека пребывает в ином мире, она получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины (как бы «заглянуть» в Мир Идей), и чем лучше она управляет колесницей, тем больше божественных истин она сможет созерцать. И тем больше сможет «вспомнить», когда вернется в наш мир.

Структура души по Платону

Разумная часть (её добродетель - мудрость);

Яростная (пылкая), её добродетель – мужество;

Вожделеющая – её добродетель – сдержанность.

Гос устройство по Платону

l Все население государства делится на три сословия – философы, воины, работники.

l Работники занимаются физическим трудом, создают материальные блага.

l Воины – поддерживают в государстве порядок.

l Философы – учат, управляют государством.

l Упразднение института брака (все жены и дети общие).

l Допускается труд рабов.

l Допускается небольшая частная собственность

Классификация государственных форм:

l «Идеальное государство» (аристократическая республика и монархия).

l Аристократия – справедливая власть меньшинства.

l Тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных.

l Олигархия – несправедливая власть меньшинства.

l Демократия – справедливая власть большинства.

Тирания – несправедливая власть одного человека.

9. Сократ

Сократ — античный мыслитель, первый афинский философ.
Биография

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.

Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.

В 440 г. до н. э., когда население Афин страдало от эпидемии чумы, Перикл пригласил участвовать в церемонии по очищению города великую жрицу храма Аполлона — Диотиму из Мантинеи. Для юного Сократа встреча со жрицей стала решающей. Диотима посвятила его в мистерии Эроса согласно орфической традиции, что позже Платон передал в эпизоде про Диотиму в диалоге “Пир”.

Сократ мало путешествовал и почти никогда не покидал Афины. Будучи молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и остров Самос вместе с философом Архелаем. Сократ участвовал в битвах при Потидеи в 432 г. до н. э. и Амифиполе в 422 г. до н. э. Рассказывают, что когда афиняне отступали, он шел спиной вперед, лицом к врагу.

Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал: “…пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас… говоря то самое, что обыкновенно говорю: “О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?”

Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи:
“Но вот уже время идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога”.

Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”.

В своих комментариях к “Кратилу” Платона, которые касаются значения имен, Прокл утверждает, что имя Сократа происходит от “soet tou kratou”, что значит “освобожденный силой души, той, которая не соблазняется вещами материального мира”.

Диоген Лаэртский приводит много свидетельств и анекдотов, заимствованных у давних авторов, изображающих характер Сократа: решительность, отвага, контроль страстей, скромность и независимость от богатства и власти.

Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать “экзамен души”, подвести итог жизни. По свидетельству Платона “Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа”.


Основные идеи:

Майевтика и ирония

Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.


О человеке

Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра.

Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого.

Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.

Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.

10. Аристотель

Ученик Платона.

Воспитатель Александра Македонского.

Основал философскую школу – Ликей.

Его произведения носят энциклопедический характер.

«Платон мне друг, но истина дороже!»

Общая х-ка научной деятельности Аристотеля

l Все науки делятся по следующей классификации:

q Теоретические науки («первичная философия»). Изучается проблема бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений.

q Практические науки – дают руководящие идеи для поведения человека, устройства государства.

q Творческие науки – познание – цель достижения пользы.

• Аристотель пытался построить единую систему наук.

Общая х-ка философии Аристотеля

l Критика учения об идеях Платона приводит к следующим положениям (Платон мне друг, но истина дороже):

l Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.

l Изучать следует саму действительность, а не мир идей.

l Существуют конкретно определенные вещи.

l Данные вещи называются индивидуумы («неделимые»), т.е. существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади».

l Аристотель дает понимание бытия через десять категорий.

l Бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания.

4причины любой вещи

l Материя (пр.: глина).

l Форма - структура, идея (пр.: идея кувшина).

l Действующая причина (активное деятельное начало) – пр.: гончар.

Цель (для чего нужна вещь).

l Аристотель был дуалистом (он признавал существование двух равноправных первоначал – материи и формы).

l Согласно ему, в начале каждой вещи и всего мироздания лежат два первоначала – Перво-Форма (идея) и Перво-Материя.

l Перво-форма, или высшая идея – это безличностный божественный Ум, «неподвижный перводвигатель», конечный источник и цель всякого движения (Бог).

Согласно Аристотелю, существует три уровня души:

1. Растительная душа (ей свойственны рост и размножение);

2. Животная душа (ей присущи также ощущения и желания);

3. Разумная душа (она способна к рассуждениям и мышлению). Этот уровень души свойственен только человеку.

Таким образом, душой обладает ВСЁ ЖИВОЕ.

l Согласно Аристотелю, человек это «политическое животное».

l Он выделил 6 форм государственного устройства: 3 правильных и 3 неправильных.

Правильные (власть стремится к благу граждан):

1) Монархия.

2) Аристократия (власть «лучших»).

3) Полития – власть среднего сословия.

Неправильные (власть стремится к собственной выгоде):

1) Демократия – власть бедного большинства, использующего власть для обогащения;

2) Олигархия;

3) Тирания – власть одного, правящего не по законам, а по своей воле.

Наилучшая форма правления – полития, наихудшая – тирания.

11. Эпикурейская школа

Учение. Ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим. Нет ничего помимо Вселенной.

Элементы мироздания: атомы и пустота.

Пункт познания – объективная реальность. Истина – в совпадении мысли с этой реальностью, посредством чувств.

Этика Эпикура. Человек – чувственное существо, чувства – критерии морали. Высшее благо – блаженство, наслаждение, отсутствие страданий, занятие любимым делом.

l Норма жизни – разумное ограничение потребностей, безмятежность, мудрость.

l Учение об обществе. Общество- совокупность индивидов, индивид должен совершать поступки, не идущие вразрез с общественными интересами.

12. Китай

13. Индия

14. Средневековьем называют период европейской истории (V в. – XVI в.).

Теоцентризм – признание в качестве источника всего сущего Бога.

Креационизм – признание того, что Бог создал всё из ничего.

Провиденциализм – признание того, что Бог правит всем.

Персонализм – признание того, что человек –«персона», сотворен Богом по собственному подобию.

Ревеляционизм – постижение смысла Священного Писания.

В социально-экономическом плане – господство феодального уклада.

В идеологическом – утверждение христианства в качестве господствующей религии.

Теоцентризм – все сущее есть Бог.

Догматична – догмат творения и догмат откровения.

Этапы:

l Апологетика Отрасль христианского богословия, посвященная защите вероучения христианства.

Представители: Юстин-мученик, Тертуллиан.

«Апологеты» старались защитить христианство от язычества, иудейства и от представителей государственной власти.

На вопросы о Боге, о сотворении мира, о природе человека христианство дает совершенные ответы, нежели «языческая» греческая философия.

Юстиан – положительно относился к античной философии

Все содержание христианского учения имеется в языческой философии и мифологии. У христианства и философии один источник – божественный логос.

Но в Христе этот логос проявился во всей полноте.

Тертуллиан – отрицательно относился к античной философии

Греко-римская культура испортила и изувечила человека, сформировала в его сознании искусственные ценности (бесплодная наука, распущенная мораль, аморальная религия).

Вернуться к христианскому состоянию.

Аскетизм, самопознание, вера в Христа.

15. Патристика (от лат. pater – отец – отцы церкви) – III-VIII вв.

Учения первых христианских теологов.

Проблема сущности Бога и его тройственности.

Отношение веры и разума.

Свобода воли человека и возможность спасения его души.

Понимание истории как движения к «Граду Божьему».

Происхождение добра и зла в мире.

Философия
Августина Блаженного (354-430) Христианский теолог, епископ гиппонский. Труды: «О граде Божьем», «Исповедь».

l Проблема бытия и времени: Бог – высшее бытие. Сотворил мир, создав материю, пространство и время. Сам Бог пребывает вне времени. В нем пребывают вечные идеи, обусловливающий порядок.

l Для Бога существует вечность, для человека – настоящее (ум разлагает на «до», «сейчас», «после»).

l Т.О., времени до Бога и акта творения не было.

l Время обычно рассматривается как совокупность прошлого, настоящего и будущего. Но прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее – лишь бесконечно краткое мгновение между прошлым и будущим.

Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Прошлое и будущее всё же существуют, но в сознании людей: прошлое – это воспоминание, настоящее – созерцание, будущее – ожидание

l Человеческая история есть борьба двух враждебных царств – Царства земного (приверженцев земного), и Царства Божия. История имеет направленность, «вектор» от «земного» града к граду Божьему, от язычества – к царству Христа.

16. Схоластика (от греч. schole – школа) – IX-XV вв.

Два периода: ранняя и зрелая (классическая) схоластика.

Теоретическими источниками были учения Августина, идеи Платона.

Представители: ранняя схоластика – А. Кентерберийский, И. Росцелин, П. Абеляр; зрелая – Фома Аквинский.

Задача схоластики – постижение сущности христианского учения не только с помощью веры, но и с помощью науки – философии (Философия – служанка богословия!)

Данный тип философии несколько веков преподавался в школах и университетах Европы.

Отличалась оторванностью от реальности, консерватизмом, догматизмом

2 основных вопроса схоластики

1) Спор об универсалиях (спор между номиналистами и реалистами).

2) Доказательства существования Бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: