Субъект-объектное отношение в теориях познания классической и постклассич. философии

Познание представляет собой сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. В теории познания под субъектом понимается тот, кто познаёт (в самом простом варианте – человек, а также группа людей или общество в целом), а под объектом – то, что познаётся, т.е. явления и предметы природы, социальный мир и человек. Процесс познания представляет собой неразрывное единство человека и осваиваемых им вещей и явлений, без субъекта нет объекта познания, и наоборот.

Таким образом, субъект – это носитель сознания, для которого характерны познавательные способности. Объект – это фрагмент объективной действительности который втянут субъектом в предметную область познания. Субъект всегда имеет цель и средства познания; цели он берёт из культуры, т.к. культура – это совокупность программ, цель субъекта – получение знания. Объект изменяется: это и изначальный фрагмент, и то, что является главным в 1-ом фрагменте, и продукт познания, и средство познания.

Постановка проблемы субъектно-объектных отношений в теории познания в современном её варианте начинается с Нового времени, с работ Ф. Бэкона и Р. Декарта. Ими впервые в достаточно чёткой форме высказана мысль о том, что познаваемый мир может быть разделён на субъект и объект познания.

В теориях классической философии (эпистемология) главной темой является объект знаний, т.е. прямые соответствия между миром и теорией.

В теориях постклассической философии (гносеология) внимание уделяется отношениям субъект-объект, а не объект-субъект. Показывается активная роль субъекта. Это является причиной того, что характерным для постклассической философии стало большее внимание к проблеме человека, попытки рассмот­реть его в «целостности» и во всем многообразии его душев­ных сил или выделить отдельные аспекты его природы в ка­честве основных, фундаментальных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: