Управляющая подсистема вырабатывает и реализует цели финансового менеджмента

Управляющая подсистема управления это та часть, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения и влияет на их выполнение. Для этого она использует такие элементы механизма управления, как планирование, контроль, стимулирование и пр.

Управляющая подсистема имеет иерархическую структуру, между уровнями которой существует определенное соподчинение. Во главе ее находится направитель (центральное звено), который может быть представлен индивидом или коллективом (совет директоров). К понятию управляющая подсистема близко понятие субъект управления, однако они не тождественны. В состав субъекта можно включить только те ее элементы, которые связаны с выработкой решений (неважно, на как уровне это происходит).

Элементы управляющей подсистемы:

1. Функции управления (специфический вид деятельности по обоснованию, выработке, принятию и выполнению управленческого решения)

2. Организационная система управления (совокупность специальных органов управления – подразделений, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой для достижения целей и задач организации)
3. Управленческий персонал (работники всех уровней управления)

4. Технические средства управления (совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации управленческими кадрами)

5. Информация (совокупность сведений и данных, необходимых для обоснования, выработки, принятия и выполнения решений по достижению целей и задач организации)
6. Методы управления (совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решения задач организации)

7. Технология управления (совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов)

8. Финансы (совокупность финансовых средств и потоков, используемых для достижения целей организации)

9. Управленческие решения (акты, результаты, как конечные продукты управленческой деятельности, направленные на достижение целей и задач организации).

3.Научные школы и подходы менеджмента в хронологическом порядке в период с 1920-1950гг.

Цель классической школы управления создание универсальных принципов управления.

Высшие достижения школы научного управления Разработка анализа рабочих операций (тест в интернете), управление стали признавать как самостоятельную сферу научных исследований.

Классификация управленческих школ, базирующаяся на хронологическом подходе, включает шесть школ, которые, подчиняясь принципу хронологии, могут быть перечислены и рассмотрены в следующей последовательности:
1. Школа научного менеджмента (1885–1920 гг.).

Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон, Г Форд, Г Ганнт. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

В целом же заслуга Тейлора и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления:

- использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;

-отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение;

- обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;

-систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;

-выделение планирования в отдельный процесс;

-утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки.

2. Классическая школа (школа административного управления) (1920–1950 гг.). Представители: А. Файоль, Л Урвик, Д.Муни. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:


· разделение труда;

· власть и ответственность;

· дисциплина;

· единоначалие;

· единство руководства;

· подчинение частных интересов общим;

· вознаграждение;

· концентрация или рассредоточение власти;

· скалярная цепь;

· порядок;

· справедливость;

· стабильность рабочего места для персонала;

· инициатива;

· корпоративный дух;


Выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные;

Разделил операции на функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию.

3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1980). Представители:

Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р. Лайкерт, Э. Мэйо, А.Маслоу.

Перенос центра тяжести в управлении с распределением функций и выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Исследователи этой школы использовали достижения психологии и социологии в управлении.

Искусство общения с людьми, делает вывод Мэйо, должно стать главным критерием отбора администраторов, начиная с мастера. Обращение к человеческому фактору – это революционный переворот в науке управления. Под «человеческим фактором» в психологии понимают внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т. д.

С конца 50-х гг. школа человеческих отношений трансформироваться в школу «поведенческих наук».

Наиболее крупные представители этого направления: Р. Лайкерт; Д. Мак Грегор; А. Маслоу. Представители этого направления занимали уже не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности работы отдельного работника и организации в целом. Главной целью «поведенческой» школы было оказание помощи работнику в осознании своих личных возможностей и раскрытии творческого потенциала.

4. Школа поведенческих наук (1950 г. — по настоящее время). Возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физике и др.

Суть количественного научного похода заключается в следующем. Для решения задачи управления каким-либо объектом разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематичное отображение будущей реальной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: