Историч. процесс: единство и многообразие мировой истории

Рассматривая историю в целом как единый процесс, делая акцент на динамике истор. процесса, Ф-я истории занимает определен. позицию в отношении этапов историч. развития. Необходимость выделения стадий истор. процесса обусловлена задачей определения направления истор. развития и сопоставления различных истор. эпох. Проблемой периодизации исторического процесса занимались Д. Вико, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт. Выбор критериев периодизации истории зависит от общих философ-мировоззр. установок философа. Рассматривает ли он мировую историю как единый процессили как сосуществ-е локальных цивилизаций; признает ли он закономерность истор. развития, и в чем состоят законы истории, верит ли он в социальный прогресс, представляет ли он историю как линейное, круговое или спиралевидное развитие.

Д. Вико (Новое время). Характерен мифологизм и абстракт. гуманизм. Опираясь на представление о циклич. характере истор. процесса, Вико выделяет 3 эпохи, кот. проходит в своем развитии каждая нация: век богов, век героев и век людей. Основание - степень осознания че-ком своего естеств. права. В век богов право чел. зависит от воли Бога. В век героев господствует право силы, а век людей харак-ся естеств. правом чел.а.

Г. Гегель. Основание для периоди-зации истории - осознание свободы. выделяет Восточный мир – царство деспотизма, в кот. свободным явл. лишь сам деспот; Греко-римский мир, в кот. не 1, но лишь некот. свободны; и, Германский мир, знающий о том, что свободны все.

Периодизациям, основ. на абстракт. принципах, (Д. Вико и Гегеля), противопоставлены теории истор. процесса, строящиеся с учетом конкретно-истор. Факторов: географ. среда, эконом. отнош-я, научно-технич. достижения. Периодизация истор. процесса - в историч. материализме, базирующ. на формацион. подходе в теориях локальных культур и Ц-й, -это цивилизац. подход к период-ии истории, а также в концепциях индустриал., постиндустр. и информац-го обществ, рассм-х НТП как основание для выделения стадий развития об-ва.

Цивилизацион. и культуролог. концепции: в противовес идее единства истор. процесса выступает принцип культуролог. плюрализма. Теория П. Сорокина. В его культуролог. концепции 3 типа, 3 сверхсистемы культуры: идеациональная, чувственная и идеалистическая. Каждый тип культуры отлич. собст. менталитетом, религ. установками, полит. и эконом. организацией. В идеационал. системе бог сверхчувств. и сверхрац-ный явл. основной ценностью культ (средневек. Евр. и брахманск. Индия). Для чувственной культуры характерно признание чувств. реальности как единственно существующей - основной ценностный ориентир (европ. культура XVI-XX вв). Идеалистич. культ. признает взаимодополнимость сверхчув. и чувств. Ценностей (западноевр. Культ. XIII-XIV). Историческое развитие - как смена типов культур.

Принцип культурол. плюрализма противопоставлен идее единства мировой истории. Итак проблема периодизации истор. процесса неразрывно связ. с проблемой единства и многообразия истории. Исследуя проблему движущих сил истор. процесса, основатели истор. материализма выделили матер. Р азработана категория обществ.-эконом. формации.

Цивилизац. подход к периодизации направлен против взгляда на историю как на единый мировой процесс. Историю Ц-ций представл. в виде калейдоскопа локал. культур или Ц. История - многообразие культур, несводим. к универсал. законам миров. истории.

Истор. процесс - поступат. развитие об-ва от низших его состояний к высшим. Выражается в последов. смене способов произв., обновлении соц. структур, полит. систем и дух. Жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: