Ф-я Платона

1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной Филос.ой школы — Академии, основоположник идеалистического направления в ф-фии.

П. — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд ф-фских трудов "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Гос-во", "Законы". Большинство произведений П. написано в форме диалогов.

2. П. явл. основателем идеализма. Глав. положения его идеалист. учения:

• материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование;

• окр. мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

3. Также Платон выдвигает Филос.ое учение о триаде, согласно кот. все сущее состоит из трех субстанций: • "единого"; • "ума"; • "души".

3. Особую роль П. уделил проблеме гос-ва (что было нетипично).

П. выделяет 7 типов гос-ва: идеальное "гос-во будущего", кот. пока не существует и в котором отпадет необходимость в государ. власти и законах, и 6 типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия — справедливая власть одного чел.а; • тирания — несправедливая власть одного чел.а; • аристократия — справедливая власть меньшинства; • олигархия — несправедливая власть меньшинства; • демократия — справедливая власть большинства; • тимократия — несправедлив. власть большинства, власть военных вождей, армии. Стабильными и оптим. формами гос-ва могут быть аристократия и монархия.

4. П. выдвигает собственный план государ-ного устройства: все население гос-ва (полиса) делится на три сословия:

работники ( крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физич. трудом, создают материальные блага, могут владеть частной собственностью (ограниченно);

воины занимаются физич. упражн., тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;

ф-фы (мудрецы) — разрабатывают ф-фские теории, познают мир, учат, управляют гос-вом;

• философы и воины не должны иметь частной собственности; • жители гос-ва вместе проводят свободное время, вместе едят, отдыхают;• не существует брака, все жены и дети общие; • допускается и приветствуется труд рабов (варвары, захваченные в плен).

1. Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий ф-ф классич. периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

2. Ф-ю Аристотель делил на три вида:

теоретическую,практическую поэтическую. Считается, что фактически А. как четвертая часть Ф-и была выделена логика.

3. Рассматривая проблему бытия, А. выступил с критикой Ф-и Платона, дает свою трактовку данной проблемы:

не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью;

• существуют только единичные и конкретно определенные веши;

• данные веши называются индивидуумы (в переводе "неделимые"), т. е. существует только конкретный дом, имеющий точно определ. параметры, а не "идея дома", и т. д.;

• индивидуумы явл. первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) - вторичной.

4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) А. пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания).

А. выд. 10 категорий, кот. отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. По А., бытиеэто сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

5. Важное место в Ф-и А. занимают проблемы материи.

По А., материяэто потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

6. Носителем сознания, по А., явл. душа. Философ выделяет три уровня души: Растительная душа,животная душа, разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Это выделяет чел.а из всего окруж. мира.

А. материалистически подходит к проблеме чел-ка. Он считает, что чел-к:

1.• по биол. сущности явл. одним из видов высокоорганизованных животных;

2.• отличается от животных наличием мышления и разума;

3.• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными.

7.А. выделяет 6 типов гос-ва: (монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону А. разделяет "дурные" формы гос-ва (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития (наилучшая)).

8. Историческое значение Ф-и А. в том, что он:

внес коррективы в ряд положений ф-фии П., критикуя учение о "чистых идеях";

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и чел.а;

• выделил 10 Филос.их категорий;

• дал определение бытия через категории;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов гос-ва и дал понятие идеального типа - политии;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: