Герменевтика. 1. Герменевтика- направление в Ф-и, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации

1. Герменевтика - направление в Ф-и, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, кот. был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.

Основные?-ы герменевтики: • как возможно понимание? • как устроено бытие, существо кот. состоит в понимании?

Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, явл. текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: • " герменевтический треугольник " - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; • " герменевтический круг " — циклический характер процесса понимания. Для понимания целого необходимо понять его отд. части, но для понимания отд-х частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. На вопрос «что есть чел.?»: «Чел. — это понимающее бытие».

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста. Изначальный смысл Г. - искусство толкования Библии, литературных текстов и т.д. В XVIII-XIX вв. Г. рассматривалась в качестве учения о методе гуманитариях наук. Ее задачей становится объяснение "чуда понимания".

1-ми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), кот. занимались "расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. Совр. философов-герменевтов Ф. Шлейермахера, М Хайдеггера, Г. Гадамера, П. Рикера

Основы Г. как общей теории интерпретации заложены немец. философом Ф. Шлейермахером в конце XVIII - начале XIX в. У него Г. мыслится прежде всего как искусство понимания чужой индивидуальности, другого выражения воплощенной индивидуальности. Решающий шаг по развитию Г. сделал Мартин Хайдеггер. Для него язык — это данность бытия, а не просто способность отдельного чел.а. Именно в стихии языка осущ-ется понимание людьми и окруж. мира, и самих себя, и других. Ученик Хайдеггера Ганс Гадамер более конкретно толковал понимание. Понимание есть, по Гадамеру, универсальный способ освоения мира чел.ом, это его опыт, кот. включает в практику все типы диалога, присущие ей. Герменевты приветствуют диалог между верующими и неверующими, между теми, кто воюет друг с другом. В сжатом виде суть Г. он выразил в следующей форме: "Фундаментальная истина Г. такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им - вот в чем душа герменевтики". Согласно Гадамеру, действительность не только теоретически познается научными ср-вами, но и жизненно-практически "испытуется" ч-ком. Поэтому у него часто речь идет не о познании, а об опыте мира. Важнейшая заслуга Гадамера - всесторонняя и глубокая разработка ключевой для Г. категории понимания. Понимание для него - способ сущ-ния познающего, действующего и оценивающего чел-ка. Понимание - это не столько познание, сколько универсальный способ освоения мира ("опыт"), оно неотделимо от самопонимания интерпретатора, есть процесс поиска смысла ("сути дела") и невозможно без предпонимания.

Т.о., Г. призывал к тому, чтобы ф-фия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).

В течение жизни чел., во-1-х, накапливает опыт (причем большую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, — "опыт мира"), во-2-х, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги — тексты, "язык". Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений Ф-и.


1. Психоанализ — направление в современной ф-фии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни чел.а и об-ва.

Основатель австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Ф.:бессознательногореакция вытеснения. Отрицат. эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Ф., сны — это реализация скрытых стремлений чел-ка, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2.Ф. выделяются две схемы психики: • топографическая; • динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции чел.а. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания чел-ка. Между прихожей и кабинетом стоит страж, кот. впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я. • "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания чел.а. • "Я" - сознание чел.а, посредник между всеми компонентами психики. • "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.

Т. о., "Я" чел-ка (по Ф. - "несчастное человеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон: бессознательного - "Оно "; • внешнего мира; • норм, запретов - "Сверх-Я "; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Согласно Ф. глав. факторами, кот. руководят психикой чел.а, явл.: • удовольствия — психика ищет пути к удовольствию; • вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы соц. деят-ти и культурного творчества.

4. Что явл. "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Ф. выдвигает сначала "1-ю психоаналитическую систему", с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — "2-ю психоаналитическую систему".

Согласно 1-й психол. системе в основе бессознательного лежит "либидо" — сексуальное влечение. Либидо ищет свое выражение: 1. в сексуальных действиях; 2. • в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный явл. соц. нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Ф., может быть реализован трояко: 1. • "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные; 2. • вытеснен в бессознательное; 3. • подавлен, лишен энергии через реактивные образ-я (стыд, мораль).

5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает 2-ю психологическую систему. Центр. понятия данной сис-мы — Эрос и Танатос. Жизнь чел.а — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения чел.а, созидания. Благодаря ему чел-к обеспечивает свои потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает чел.а к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.

6. На основе учения Ф. возникло Филос.ое течение неофрейдизма продолжатели - Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Г. Юнгом, Э. Фроммом.

В частности, Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул концепцию - в основе "великих" действий чел.а, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, кот. чел-к желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, лич. жизни.

Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма.

Основ. идея его концепции заключ. в том, что в основе норм-й жизни и деят-ти чел-ка лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Об-во беспощадно подавляет энергию чел-ка, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Чел-к вынужден жить в "тисках" культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться начальству, властям — это приводит к "невротизации" чел-ка, гибели его истинного "Я", самости.

Единственный способ спасти чел.а — полное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.

Согласно Ю. жизненная (а не только сексуальная) энергия чел-ка, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окр. жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы — универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, галлюцинации. Архетипы — "зашифрованная" история чел-ва, высшие истины.

Цель Ф-и - помочь чел.у "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действительность.


Природы чел-ка. В стр-ре природы чел-ка можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.

Б иологическая природа чел-ка сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. За показателями биологич. приспособления к природе чел-к значительно уступает большинству представителей живот. мира. Если чел-ка возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географ. полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У чел-ка нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система... Превосходство над животными биологически обеспечивается чел-ку только наличием у него коры г. м., чего ни у одного животного нет. Кора г. м. состоит из 14 миллиардов нейронов, функц-ние которых служит материальной основой духовной жизни чел-ка - его сознания, способностей к труду, к жизни в обществе.

В биологич. природе чел-ка генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, кот. бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый чел-к - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Каждый отд. индивид, каждый чел-к сущ. с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой чел-к принадлежит животному миру. И рождается чел-к только как животный вид Homo Sapiens; рождается не чел-ком, а только кандидатом на чел-ка. Становление чел-ка происходит путём социализации новорождённого. Описание соц. природы чел-ка начнём с определения об-ва. Об-во - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. В отличие от животных поведение чел-ка - как существа, кот. присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а обществ.ым мнением. В процессе усвоения элементов обществ.ой жизни кандидат на чел.а превращается в настоящего чел-ка. Процесс приобретения новорожденным элементов обществ. жизни называется социализацией чел-ка. Только в обществе и от об-ва чел-к приобретает свою обществ.ую природу. Только об-во обеспечивает существование чел-ка и как индивида, личности, и как биологического вида.

В обществе чел-к усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а обществ.ым мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе чел-к усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же чел-к воспринимает накопленный об-вом опыт производства и производственных отношений...

Биологич. природа чел-ка в условиях соц. жизни способствуют превращению его в чел-ка, биологического индивида - в личность. Личность - это совокупность духовного мира чел-ка в неразрывной связи с его биологической природой в процессе обществ.ой жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности чел-ка явл. его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение. Дух. мир чел-ка непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике чел.а различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире чел-ка нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.


Личность и условия ее формирования. В качестве единичного представителя человеч. рода чел-к рассматривается как индивид. Индивид — это всегда один из многих. Это понятие не включает всебя биологических и социальных особ-тей чел-ка. Говоря об особенностях чел-ка, употребляют понятие «индивидуальность». Индив-ность — это хар-ка особенности, неповторимости каждого конкр. чел-ка, человеч. личности. При этом Л. понимается как отпечаток тех обществ.ых отношений, в кот. чел. вступает на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности называется «социализация». Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни. Л. – итог развития индивида, т.о. личностью не рождаются, а становятся. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе.

Л. имеет сложную структуру. Л. рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного об-ва. Личность формируется в конкр. историч. ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, при этом каждый чел. может выступать сразу во многих социальных ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., кот. в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Формирование личности. Слово «Л.» употребляется только по отношению к чел.у, и притом начиная лишь с некот. этапа его развития. Мы, не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из соц. окружения. Л. относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического развития чел.а. А.Н.Леонтьев подчёркивал, что Л. – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря обществ.ым отношениям. Л. невозможна вне социальной деятельности и общения. Главная сфера становления чел.а – его труд. деят-сть. Труд составляет основу социального бытия чел.а, потому что именно в труде он в самой большой степени выражает себя как обществ.ый индивид. Формирование личности, то есть становление социального “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую.

Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире – в социально - сконструированной реальности.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чел. приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, СМИ и …

Воспитание, как процесс формирования Л.. Воспит. - это процесс целенаправленного воздействия на чел-ка со стороныдругих людей, взращивание Л. Основная задача воспит. – изменения чел-ка в направлении, определенномобществ.ыми потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новымпоколениям обществ.о – исторического опыта, планомерное и целенаправленноевоздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку кобществ.ой жизни и производительному труду.


Ф-я прагматизма. Это ф-фское направление возникло в 70-х гг. XIX столетия в США и получило распространение в XX в., оказав влияние на духов. жизнь об-ва. Основ. идеи прагматизма были высказаны Ч. Пирсом (родоначальник прагматизма), затем развиты Дж. Дьюи, У. Джемсом. Термин «прагматизм» от греч. слова «прагма» (дело, действие).

Гл. тезис прагматизма заключ. в обвинении традиц. Ф-и в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Пирс выдвинул программу «реконструкции ф-фии»; по его мнению, ф-фия должна быть не размышлением о 1-х началах бытия и познания, а всеобщим методом разрешения тех проблем, кот. встают перед людьми в различных жизн-х ситуациях в этом непрерывно меняющемся мире.

Прагматизм, следуя традициям эмпиризма, объявил всю реальность «опытом» чел.а. Однако этот «опыт» не сводился к чувственным ощущениям и вос­приятиям. Под опытом имелись в виду все формы проявления человеческой жизни.

Согласно прагматизму опыт никогда не дан чел.у изначально, априорно. Он не есть нечто определенное. Прагматизм объявил человеч. сознание и мышление не более чем средством приспособления организма к окруж. среде с целью выживания и оптимизации действий. Задача мышления заключается не в познании окр. дейст-сти способом ее отражения, а в выборе средств, необходимых для достижения своих целей.

Высшие абстракции, идеи, Филос.ие категории, теории есть лишь инструменты, средства и методы действия. Всё их действие целиком сводится к решению жизненно важных практических задач. Согласно этому истина для прагматизма — это не более чем полезность. Такая трактовка истины ориентирует ф-фию прагматизма на такие понятия, как целесообразность, эффективность, практичность (основные категориями этого Филос.ого направления).

Религиоз вера и идея Бога может быть признана вполне приемлемой, если она служит удовлетворению каких-либо соц-х или личных челов-ских чувств и достижению некоторых полезных целей.

Основные работы П. (1839-1914): «Определение веры», «Как сделать наши идеи ясными?». Основные доктрины прагматизма Ч. Пирса: 1. Теория сомнения-веры:* Познават. деят-сть чел-ка – биопсихическая функция, направленная на выработку привычки реагировать на окружающий мир = верование* Процесс познания – движение от сомнения к устойчивому верованию.* Исходный момент познания – сомнение (нарушение спокойствия, беспокойство)* Гл. цель познания – избавление от сомнения, достижение устойчивого верования.* Верование - способность действовать определенным образом для достижения успеха, т.к. успех закрепляет веру. 2. Теория знаков * Всякое мышление имеет знаковый характер.* Чел-к не только интерпретирует знаки, но и сам явл. знаком для себя в будущем, знаком своего будущего поведения. Чел-к - это производящее знаки существо.

Уильям Джеймс (1842-1920). Основные работы: "Воля к вере" (1897), "Прагматизм" (1907) и "Плюралистическая вселенная" (1909), "Основания психологии" (1890). Прагматизм = метод «улаживания Филос.их споров». Этот метод нейтрален и антидогматичен. Центр. положение ф-фии Джеймса - отдельный чел-к, и все ф-фские проблемы оценивались в той роли, которую они могут играть в жизни чел.а.

Соц. кредо Джеймса: все в этой жизни зависит от самого чел-ка, поэтому следует действовать, но действовать согласно религиозно-нравственным интересам, не восставая против существующих обществ.о-политических порядков, а пребывая в рамках, поставленных ими. Основная нравственная заповедь: делать то, «то окупается», что «дает платежи», что способствует наилучшему устройству чел.а в мире.

В конце 1930-х гг. влияние прагматизма стало ослабевать, во второй половине XX столетия влияние прагматизма усилилось, и он даже может претендовать на то, что явл. составной частью современного мировоззрения.


Современная феноменология — это ф-фское течение, глав. направлением кот. явл. стремление освободить ф-фское сознание от натуралистических установок, достичь в области Филос.ого анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деят-сти. Коротко Ф. можно определить как науку о предметах опыта.

Ф. оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. До него Ф. понималась в качестве описательного исследования, кот-е д. предшествовать всякому объяснению интересующего явл-я. Г. рассматривает Ф. как новую ф-фию. Гл. цели Ф. – построить науку о науке. Г. считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознани я, т.к. реальность доступна людям только через него. Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается чел-ком. Сознание д. изучаться как основной предмет ф-фии. Ф. стремиться выделить чистое, допредметное сознание и определить его особенности. Выделив чистое сознание мы поймем сущность сознания вообще. Гл. х-ка сознания – направленность на предметы или интенциональность. До всех наук и теорий существует жизненный мир – наивная повседневная жизнь, кот. и есть источник всех теорий и понятий науки. Он наполнен смыслами сознания.

Чтобы разобраться, что такое чистое существование предмета, Г. анализирует понятие "нуль". Если есть какое-либо понятие, должен быть предмет, кот. обозначается этим понятием: если есть понятие "конь", то д. б. реальные кони на лугу. Что такое нуль в матем-ке? Это - ничто. Если есть понятие "нуль", то предмет нуля - это отсутствие предмета, это - несуществование. Следоват-но, понятие нуль отражает признаки небытия. Но сознание схватывает что-то, когда оперирует понятием "нуль" (понятием "небытие"). Г. считает, что именно здесь-то и появл. чистое сознание предмета, поскольку самого предмета нет. Появл. сознание как смыслоформирование. Итак, Г. различил феномен сознания (или чистое сознание, сознание как таковое) и явление сознания (или являющееся сознание, проявление). Вслед за Г. можно различить, например, феномен добра (чистое добро, добро как таковое) и явление добра (проявление добра в поступке); феномен красоты и проявление красоты (искусстве, человеч. поступке).

Для Г. феноменология — это прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных характеристик. Ф. основывается на понимании феномена не как явления чего-то иного, а как того, что "само себя обнаруживает и непосредственно явл. сознанию.

Задача Ф. в раскрытии смысла предмета, кот. затемнен мнением, поверхностным суждением, неточным словом. Для достижения этого требуется отказаться от натуралистических установок, кот. противопоставляют бытие сознанию.

Предмет Ф. — достижение чистых истин, априорных (доопытных) значений, реализованных в языке и психологическом переживании. Эти истины, мыслимые в сознании, — удел Ф-и, кот. определяется Г. как первая Ф-я. Это наука о чистых принципах сознания и знания, это универсальное учение о методе и методологии.

Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, независимый от конкретных психических актов, от конкретного субъекта познания и его деятельности. Это гл. феноменологическая установка, и на пути ее реализации достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как вместилище общезначимых априорных истин. Этими истинами он как бы наполняет смыслом предметы реальности, являющиеся объектами познания; эти предметы приобретают смысл и становятся такими, кот. корреспондируют с сознанием, т.е. становятся феноменами.

Главным методом феноменологии явл. интуитивное усмотрение идеальных сущностей. В таком познании есть несколько слоев: 1) языковые средства выражения; 2) психические переживания; 3) смыслы как инвариантные структуры языковых выражений.

Предметное бытие обретает смысл, будучи соотнесенным с сознанием. По Г., этим оно обретает еще и объективный смысл. В поиске этого соответствия просматривается одна из главных задач познания. Тогда, когда предметное бытие и сознание соотносимы, бытие становится феноменом, а сознание познает бытие. Феномен представлен в сознании, а сознание предстает в феномене как двуединство, включающее в себя познавательные акты и предметное содержание. Методы Ф. оказали большое влияние на развитие ф-фии в 20 веке.


Ф-и эпохи Возрождения Ф-фией эпохи Возрождения называется совокупность ф-фских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 16 — 17 вв., кот. объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к чел.у, вера в его великий физический и духовный потенциал.

2. Основными направлениями Ф:

• гуманистическое (Данте Алигьери, Франческо Петрарка и др.) - в центр внимания ставило чел-ка, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

• неоплатонич. Николай Кузанский и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и чел-ка с (.) зрения идеализма;

• натурфилос. Коперник, Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

• реформац. Мартин Лютер, Эразм Роттердамский - стремились пересмотреть церков. идеологию и взаимоотнош. М-ду верующими и Церк;

• политич. (Николо Макиавелли) - проблемы управления гос-вом, поведение правителей;

• утопическо-социалист. (Томас Мор, Томмазо Кампанелла) - искало идеально-фантастич. формы построения общ. и гос-ва, основ. на отсутствии частн. собств-ти и всеобщ. Уравн.

3. К характерным чертам:

• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чел-ку, вера в его безгранич. возможности и достоинство; • оппозиц-ть к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующ, застывшей догматической, обслуж. интересы Церкви Ф - схоластики); • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; • принципиально новое, научно-материал. понимание окр. мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной.); • большой интерес к соц. проблемам, общ. и гос-ву; • торжество индив-зма; • распростр. идеи соц. равенства

2. Гуманизм как ф-фское направление получил распростр. в Европе в XIV – сер. XV вв. Его центр -Италия.

К основным чертам гуманизма: • антицерковная и антисхоласт. направленность; • стремление уменьшить всемогущ-во Бога и доказать самоценность чел; • антропоц-м; • жизнеутверждающий характер и оптимизм.

Наиболее известные философы-гуманисты были и писателями. Данте Алигьери, Франческо Петрарка.

Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии": • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъясним. истины (догмы) христианского учения; • восхваляет чел.а; • признает за чел. наличие как божественного, так и природ. начала, кот. гармонируют др. с др; • верит в счастливое будущее чел.а, его изначально добрую природу.

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" По своим взглядам близок к Данте. П. вносит в литературу, ф-фию, культуры чуждые схоластике идеи: • человеческая жизнь дается один раз и уникальна; • чел-к должен жить не для Бога, а для самого себя; • человеч. личность должна быть свободной — как физически, так и духовно; • чел-ку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим; • чел может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; • загробной жизни не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; • чел-к не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; • внешний облик и внутренний мир чел-ка прекрасны.


Эмпиризм — направление в Ф, сторонники кот. считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание - сила". Получил широкое распространение в Англии 17в. и в США. Основателем эмпиризма - Фрэнсис Бэкон. + Томас Гоббс, Джон Локк, Дьюи (США). Эмпиристы - оппоненты рац-тов.

2. Фрэнсис Бэкон – англ. философ и политич. деятель (лорд-канцлер Великобритании). Суть основной Филос.ой идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило чел-во, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Б., не может быть самоцелью. Гл. задачи знания и опыта — помочь чел-ку добиваться практич. рез-тов в его деят-сти, способствовать нов. изобретениям, развитию экономики, господству чел-ка на природе. Б. был выдвинут афоризм: "Знание — сила".

3. Б. выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кот. гл. методом познания должна стать индукция. Под индукцией понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, значит, все металлы обладают свойством плавления). Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный характер.

4. Определив главный метод познания — индукцию, ф-ф выделяет конкретные пути, с пом. Кот-х может проходить познав. деятельность. Это: • "путь паука"; • "путь муравья"; • "путь пчелы". "Путь паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. По Б., "ткут паутину мыслей из своего ума". "Путь муравья" —во внимание принимается исключительно опыт - догматический. "Путь пчелы", — идеальный способ познания. Используя его, ф-ф-исслед-ль берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" + освобожд. от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", надо собрать всю совок-сть фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возмож-сти разума, заглянуть "вовнутрь", понять ее сущность.

5. Б. не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, кот. препятствуют чел (человечеству) получить истинное знание, называет их "призраками" ("идолами") и определяет 4 их разновидности: призраки рода; • призраки пещеры; • призраки рынка; • призраки театра.

6. П опытка классиф-ть имеющиеся науки. Основание кл-ции — свойства челов. ума: • память (историч. науки); • воображение (поэзия); • рассудок (Ф)

Томас Гоббс ставший учеником и продолж. традиции Ф. Бэкона: • считал важнейшей ф-фской проблемой вопросы общ. и госуд.; • разработал теорию госуд.; • 1-м выдвинул идею - в основе возникновения госуд. лежал обществ. (совместн.) договор. Основной предмет ф-фских интересов Гоббса - гносеология и проблема гос.

Чел. осуществл. познание благодаря чувств. восприятию. Чувств. восприятие - получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окруж. мира и их последующая переработка. Данные сигналы Г. именует "знаками" и дает их следующую классиф.: • сигналы — звуки; • метки — различные знаки, придуманные чел.ом для общения; • естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния); • произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков; • знаки в роли "меток" — спец. "закодиров." речь (науч. язык, жаргон и т. д.); • знаки знаков — имена имен - универсалии (общ. понятия).

Ф-ф стал автором всемирно известной книги "Левиафан" ("Чудовище), в кот. обосновал теорию об-ва и гос-ва. Суть: • чел-к обладает изначально злой природой; • движущей силой действий чел-ка явл. личная выгода и эгоизм; • в целях совместного выживания люди заключили обществ. (совместный) договор, в кот. ограничили свои притязания и "право всех на все"; • для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в общ. - гос.; • гос-во - непоколебимое, всесильное чудовище-"Левиафан", сила, кот. невозможно противостоять, но кот. нужна для поддержания жизнеспособности об-ва, порядка и справедливости в нем.

Джон Локк (1632 — 1704) развил многие филос. идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собств. теорий, продолжил эмпирическую и материал. традицию английской Ф-и нового времени..: • мир материалистичен; • в основе познания может лежать только опыт; • сознание — пустое помещение, кот. в течение жизни заполняется опытом (сознание как "чистая доска", на кот. записывается опыт — tabula rasa); • источником опыта выступает внешний мир; • цель Ф помочь чел-ку добиваться успеха в своей деят-сти; • идеал чел-ка — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, кот. повышает свой уровень образ-я и добивается хороших результатов в своей профессии; • идеал гос-ва — гос-во, построенное на основе разделения властей на законодат., исполнит. (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Л. стал 1-м, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: