Сознание как филос. проблема: происх., сущность. Природа идеальн

С. –очень сложное понятие. Феномен С. в силу своей многогранности изучается разл. науками (медицина, психология, конфликтология и др.), каждая из кот. склонна определять его сообразно своим целям и интересам.

С. с ф-фской (.) зрения, это способность человеч. мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственно или логических образах. С. – это не просто некий образ вообще, а идеальная форма деятельности, кот. ориентирована на активное отражение и преобразование мира. Весьма условно можно выделить 4 компонента структуры сознания: 1. телесно – перцептивные способности получения знания; 2. логико – понятийные способности и знания, получаемые на их основе; 3. эмоциональные компоненты; 4. ценностно – смысловые компоненты.

Проблема происхож. С. связана с проблемой происхож. самого чел-ка.

Важ. местом в С. явл. проблема бессознательного. К нему относятся такие качества, потребности, интересы, кот. чел-к не осознает, но кот. находят свое место в его поведении. Ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание (имен, факторов, обещаний, событий); фантазии, мечты, сновидения.? о соотношении сознательного и бессознательного остается до наст. времени одним из сложнейших как в психологии, так и в ф-фии.

С. и самосознание. Самосознание –сложный процесс обнаружения чел.ом "Я" своей причастности к знанию мира, отд-х элементов этого мира, других людей, себя самого. Самосознание –такое состояние, когда чел-ку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. Многие живут, акцентируя своё внимание преимущественно на внеш.мир. Их "Я" не задерживается в себе самом, не делает себя предметом своего осмысления. У многих просто нет привычки, навыка сосредот-ся на своём внутр.состоянии.

Обществ.ое сознание (ОС). ОС– это такой тип сознания вообще, кот. взаимосвязан с индивидуальным сознанием (ИС) и кот. представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, суждений, понятий, отражающий обществ.ое бытие. Это значит, что индивид, принадлежащий к той или иной соц. общности, вынужден принимать своеобразные "правила игры". ОС как господство коллект. и эмоциональной установки только снижает активность и самодеятельность ИС.

Проблема взаимосвязи и взаимодей. И и ОС актуально для любого об-ва, но её решение зависит от конкретных социально – политических норм жизни: в традиционных и тоталитарных об-вах приоритет имеет обществ.ое сознание, а в либерально – демократическом – индивидуально – личностное. Признавая ИС как гл. ценность, нужно помнить, что полной свободы ИС от ОС нет, и быть не может.

Иллюзорное С. –сознание искаженное, обманное, неистинное восприятие действительности. Феномен иллюзорности сознания всегда существует "для другого", "чужого", чьё сознание не совпадает с моим.

3. Сущ. различные т.зр. на? о происхожд сознания: 1. • сознание имеет космическое (либо божеств.) происхождение; 2. • сознание присуще всем живым организмам; 3. • сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) т.зр. сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, чел.а. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и чел.а. Сущ. теории происхож. сознания, близкие к космической т.зр. Напр., теория монад (монадология) - выдвинута Лейбницем: в мире сущ-ет огромное количество неделимых и бессмертных монад - первичных духовных единиц, в кот заключена энергия Вселенной и кот. явл. основой сознания и порождаемой им материи;

Основная идея другой, "биолог." Т.зр: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной (.) зрения обосновывают ее тем, что: • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл; • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные; • животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт; • многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания; животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно "человечес." (.) зр. сознание — продукт человеч. мозга и присуще только чел.у, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Правильнее считать, что сознание в разл.степени присуще живой природе в целом (высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет чел..

Целесообразно охаракт-ть термином «идеальное» все психические процессы, связ. с познанием чел-ка, начиная от чувств. образов и кончая мыслен.моделями действительности. Обращенность психических процессов к внешнему миру и характерна для Филос.ой категории идеальное.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: