Онт как учение о бытии и его освещение в классической и современной Ф

Ф как особ знание о М имеет огромн историю, на протяж кот менялся предмет Ф и ее понимание М. Понят Онт возникло в 17 в. как синоним метафизики. Эта пробл-ка у Аристотеля и его последователей получат назван метафизики. Ее суть – стремлен к поним сущности бытия. Метафизика – умопостижение скрыт сущности мира, то, что выходит за рамки конкретн физич исследования. Онт – учение о бытие, о скрытой сущности мира, об основах бытия. В 17 в. это Онт созерцания. «версии Онт: традиционная – Онт как учен о скрытой сущности мира, на кот не претендует конкретное специальное знание озабоченное миром единичных вещей; натурФ – попытка построить умозрительную картину прир, сплав неких аксиоматических философских принцов и конкр знаний опр истор эпохи. Отличие: метафизика не интересуется специальными научными знаниями и притоком инф-ции из эмпирических источников. Категориальный ап-т Онт достаточно сложен, изменчив: материя, сущность, явление, необходимое и случайное, возможное и действительное, причина и следствие, единое и многое, часть и целое, Двж, развитие и. т. д. Все чаще в классической Ф начиная с 17 в. под онтологией пон-ся натурФ. Кант приходит к тому, что Ч в своем позн-и мира предустановлен априорными формами чувственности. Умопостигаемый М всегда пропущен через культуру. Деятельностная парадигма предпол Ч не созерцающего мир в проце позн-я, а действующего. Мир дан Чу сквозь призму его действий. Действие пон-ся в немецкой классике как дух творчество. Только в марксизме действие – это создание мат ценностей. Тогда Онт переходит к Онт чел сознания.Для классики Онт – это Ф прир. В постклассической Ф рассуждения о прир все больше начинают переходить к науке. Наука сама себе Ф, – говорит позитивизм. Тогда натурФ просто отпадает. Отказ от метафизической пробл-ки. От М прир к М чел бытия и М языков реальности, миру символич практик делает переход постклассика. Под бытием уже пон-ся не только прир, а на перв план выдвигается бытие Ч, бытие общ-а, языков реальность. Термин “метафизич подход” означает умозрительное, спекулятивное, оторванное от практики, базирующееся на априорных принцах.5. На эт. зрелой кл-ки антич. фил. (Платон, Аристот.) стремл-е к созд-ю натурфил-их космогонических моделей сменилось уст-ой ориент. фил-го мышления на постиж-е сущ-ти и устр-ва бытия как такового, оформ-ся в рамках Онт (от греч. ontos – сущее и loqos – слово, учение) – уч-я о фунд-х принцах бытия и наиб. общ. осн-ях сущего. В пробл-ом поле классич. фил. разв-е Онт предст-но в неск-их версиях. 1.актуализирует стремл-е к умозрит-му постиж-ю сверхчувст-ых основ бытия и восходит к учению элеатов (Парменид, Зенон), впервые эксплицировавших проблему бытия в антич. фил. традиции. Уч-е о первич. основах всякого бытия или о сущ-ти мира получает оформл-е в метафизике (или “первой философии”) Аристотеля. В проц.ист.разв-я фил-го знания имело место смещение исслед-го интереса в рассмотр-ии различ. проявл. бытия. Если д/классич. фил.этот интерес аккумулировался преимущ-но в плоскости фил-го изуч-я прир и соотв.ей форм бытия и их позн-я, то в постклассич. фил. в кач-ве центр. онтолог-ой проблемы выст-т бытие чел.и его дух. опыт. В рамках онтолог-ой проблема-ки в ист. классич. фил.важную роль играл субстанциальный подход. Суть его сост. в поиске осн. бытия – субстанции (от лат. substantia – сущ-ть,лежащее в основе), под кот. понималось то, что сущ-т в себе самом и благодаря самому себе, а не в др. и благод. другому. С понятием “субст-ия“ в данном подходе исп. такие катег-ии как “субстрат”, “модус”, “акциденция”, “атрибут”. Под субстратом поним.основа конкрет-го проявл. бытия. В содер-и категории “модус” фиксир-сь св-во предмета, присущее ему не пост-но, а лишь в нек-ых сост-х – в отлич. от понятия “атрибут”, характ-го св-во предмета, без кот. он не мож ни сущ-ть, ни мыслиться. В свою оч-дь акциденция выступала как констатация преходящего, случайного св-ва предмета, кот. может быть элиминировано без изм-я его сущ-ти. Системообраз-м основ-м многих онтолог-их концепций явл.кат “материя”, сод-е кот. претерпело ряд сущ-х изм-й на разн этапах разв-я фил-го знания. Эв-я представлений о материи коррелировала с общим напр-ем познавательной активности развив-ся общ-ва, постеп. переход-го в осв-ии мира от изуч-ия вещей как таковых к акцентированной заинт-ти в исслед-ии их св-тв и отн-ий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: