ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели учебной дисциплины
Целью изучения студентами вуза курса «Философия» является формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, ее категориальном аппарате, основных разделах философского знания, философских проблемах и методах их исследования. Знание философии помогает человеку осмыслить окружающий его мир, познать самого себя, осознать свое предназначение, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание. Философия вырабатывает мировоззренческие, духовно-нравственные установки, идеалы и ценности.
Изучение данной дисциплины направлено на развитие навыков критического отношения к различным источникам информации, умение логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, овладение приемами ведения диалога, полемики, дискуссии.
В системе современного образования роль и значение дисциплины «Философия» определяется необходимостью формирования личности будущего специалиста, владеющего не только узкопрофессиональными знаниями, но и имеющего широкий кругозор, позволяющий ему ориентироваться и оценивать социокультурную ситуацию с философских позиций, используя методологию и опыт рационального освоения действительности. Философия вырабатывает мировоззренческие, духовно-нравственные установки, идеалы и ценности.
|
|
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантности; способности к социальной адаптации; способности переосмысливать свой социальный опыт.
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов, явлений.
Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
|
|
Демонстрировать: способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.
Тематическое планирование дисциплины (ДО) на учебный год
№ п/п | Раздел Дисциплины | семестр Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Модуль 1. Предмет и исторические типы философии | л | пз | кр | нирс | ср | ||||
1.1 | Философия, ее предмет и место в культуре Философия: ее предмет, структура, функции | ||||||||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии Философия Древнего мира Философия Средних веков и Возрождения Философия XVII- XIX веков Традиции отечественной философии Современная философия | 2 упражнения брейн-ринг план-конспект Табл «История философии» Тест Конференция | |||||||
Модуль 2. Основные категории и проблемы философии | |||||||||
3.1 3.2 3.3 | Философская онтология Бытие и круг его проблем Фундаментальные основы бытия Сознание как идеальная форма бытия | Конспект статьи | |||||||
4.1 4.2 | Теория познания Познание: его возможности и границы Проблема истины в философии и науке | Спор-диалог | |||||||
5.1 5.2 | Философия и методология науки Научное познание, его особенности Закономерности роста научного знания | Дискуссия | |||||||
6.1 6.2 6.3 | Социальная философия и философия истории Общество как саморазвивающаяся система Философия истории | Таблица ФОС | |||||||
7.1 7.2 | Философская антропология Человек: его природа, сущность. Человек и смысл его существования | Эссе, инд. собеседование | |||||||
Философские проблемы в области профессиональной деятельности | Тест | ||||||||